–егистраци€
ƒетство - это врем€ множества вопросов, возможностей и последствий
јльфред јдлер
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
—ейчас на сайте: 60

¬ерси€ дл€ слабовид€щих
ћой университет
ћой университет  ”–—џ

„“ќ “ј ќ≈ јћќ “≈’ЌќЋќ√»я?


¬ статье использованы материалы дистанционного курса по подготовке методистов-модераторов по технологии јћќ (“ћой ”ниверситет”,

http://moi-universitet.ru/do/directions/direction2/dkMmAmo/mmamo/)

—егодн€ существуют различные классификации активных методов обучени€. Ёто св€зано с тем, что пока нет общеприн€того определени€ активных методов.   јћќ относ€т различные формы организации обучени€ такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры. ¬ других случа€х, авторы относ€т к активным методам обучени€ отдельные приемы, решающие конкретные задачи. ѕон€тно, что и в том и другом случае происходит активизаци€ образовательного процесса. Ќаверное, по этому признаку все перечисленное можно отнести к активным формам, методам, приемам обучени€.

»де€ разработать стройную систему использовани€ активных методов родилась на основе многолетнего опыта использовани€  јћќ в образовательном процессе, еще больше этому способствовало обучение педагогов данным методам, а также экспертиза материалов конкурсов јћќ уроков. Ётот опыт показал, что педагоги с радостью используют активные методы, их очень хорошо воспринимают обучающиес€, но часто внедрение јћќ в учебный процесс ограничиваетс€ применением 1-2 методов на отдельных уроках.  ¬ такой ситуации остаетс€ не задействованным огромный потенциал активных методов. ѕрин€тые новые ‘√ќ— окончательно убедили в необходимости создани€ полноценной образовательной технологии, позвол€ющей системно и эффективно использовать јћќ в образовательном процессе. “ака€ технологи€ была разработана и успешно апробирована педагогами в образовательном процессе.
 

¬ технологии јћќ можно выделить две составл€ющих – структуру и содержание.
ѕо содержанию вход€щие в технологию методы представл€ют упор€доченную совокупность (систему) јћќ, обеспечивающую активность  и разнообразие мыслительной и практической де€тельности обучающихс€ на прот€жении всего образовательного меропри€ти€.  

ќбразовательна€ активность вход€щих в эту систему методов строитс€ на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучени€, интерактивности, разнообразных коммуникаци€х, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихс€, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, де€тельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

ѕо структуре, в соответствии с технологией, всЄ образовательное меропри€тие делитс€ на логически св€занные фазы и этапы:

‘аза 1. Ќачало образовательного меропри€ти€
Ётапы:

  • инициаци€ (приветствие, знакомство)
  • вхождение или погружение в тему (определение целей урока )
  • определение ожиданий обучающихс€ (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)

‘аза 2. –абота над темой
Ётапы:

  • закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задани€)
  • интерактивна€ лекци€ (передача и объ€снение педагогом новой информации)
  • проработка содержани€ темы (группова€ работа обучающихс€ над темой урока)

‘аза 3. «авершение образовательного меропри€ти€
Ётапы:

  • эмоциональна€ разр€дка (разминки)
  • подведение итогов (рефлекси€, анализ и оценка урока)

 аждый этап – это полноценный раздел образовательного меропри€ти€. ќбъем и содержание раздела определ€етс€ темой и цел€ми урока.  аждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока.   Ѕудучи логически св€занными и взаимно дополн€€ друг друга, фазы и этапы зан€ти€ обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному меропри€тию, создают надежную базу дл€ формировани€ всех образовательных эффектов.

»менно поэтому все используемые в процессе урока јћќ должны соответствовать общей логике образовательного меропри€ти€, отвечать цел€м и задачам урока и его составл€ющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучени€. » при методически грамотном   использовании јћќ така€ картина непременно создаетс€. ƒидактическа€ цепочка  взаимосв€занных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным цел€м, формирует современную образовательную технологию јћќ.

ƒл€ каждого этапа урока используютс€ соответствующие активные методы, позвол€ющие эффективно решать конкретные задачи этапа. ¬ ходе проектировани€ урока с использованием јћќ педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей. ѕон€тно, что на первых порах, особенно, когда педагог владеет небольшим количество јћќ, трудно подобрать ко всем этапам урока активные методы, которые бы образовывали слаженный ансамбль и выдавали "на гора" великолепное произведение. ќднако, по мере нарастани€ опыта, каждый педагог, использующий технологию јћќ, должен стремитьс€ к такому результату, в том числе, за счет разработки собственных методов или адаптации известных јћќ.

ѕрименение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучени€, воспитани€, развити€ и социализации личности обучающегос€. Ёффективность процесса и результатов обучени€ с использованием технологии јћќ определ€етс€ тем, что разработка методов основываетс€ на серьезной психологической и методологической базе. ƒл€ обеспечени€ качественных результатов внедрени€ јћќ необходима соответствующа€ подготовка учител€, котора€ позволит осуществл€ть данную технологию системно, в течение всего цикла обучени€, на каждом уроке.

Ќачина€ работать с активными методами, педагоги нередко увлекаютс€ их внешней стороной. ƒа прелесть активных методов обучени€ в том, что в них хороша и внешн€€ сторона и внутреннее содержание. ¬нешне јћќ необычны, используют игру, все обучающиес€ вовлечены, активно работают, все довольны, создаетс€ празднична€ атмосфера всеобщего действа, у всех участников приподн€тое настроение. Ёто здорово, это есть в активных методах и это, несомненно, способствует по€влению тех позитивных эффектов, которые свойственны технологии јћќ. Ќо этим јћќ не ограничиваютс€ и педагог должен хорошо понимать внутреннее содержание и суть активных методов обучени€.

¬нутреннее содержание активных методов заключаетс€ в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действи€ обучающегос€ смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придани€ этому процессу личностной значимости дл€ каждого его участника, обеспечении самосто€тельности обучающихс€ в постановке целей и определении путей их достижени€, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.   


—уть (—амое существенное и основополагающее в чЄм-либо. – ¬икисловарь, http://ru.wiktionary.org/wiki), ценностное €дро данной технологии состоит в том, что обучающиес€, благодар€ јћќ, вовлекаютс€ в насыщенный образовательный процесс без принуждени€, по собственной воле, причем их мотиваци€ определ€етс€ не страхом наказани€, не желанием угодить учителю или родител€м, не целью получить п€терку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной де€тельности в такой форме.  ¬ технологии јћќ снимаютс€ рамки принуждени€ к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становитс€ выбором самого обучающегос€. » это, главным образом, определ€ет эффекты данной технологии.

 омментарии: