–егистраци€
ѕедагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же врем€ усердно не учатс€ сами
јли јпшерони
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
—ейчас на сайте: 77

¬ерси€ дл€ слабовид€щих
ћой университет
ћой университет  ”–—џ

–ј«¬»“»≈ “¬ќ–„≈— ќ√ќ Ќј„јЋј ” ќЅ”„јёў»’—я Ќј ”–ќ ј’ »«ќЅ–ј«»“≈Ћ№Ќќ√ќ »— ”——“¬ј „≈–≈« »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ ћ≈“ќƒј  ќЋЋ≈ “»¬Ќќ√ќ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»я

2013 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¬ развитии личности ребенка особое место занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать  и ценить произведени€ искусства, пам€тники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

«ан€ти€ изобразительным искусством выступают как действенное средство развити€ творческого воображени€ и зрительной пам€ти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. »зобразительное искусство €вл€етс€ важнейшим средством нравственного и эстетического воспитани€ детей.

ќбщеобразовательные учреждени€ обладают достаточными возможност€ми дл€ расширени€ нравственного и эстетического воспитани€. —пецифика  преподавани€ предметов культурологического цикла позвол€ет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей.  

ќднако, « –езультат образовани€ – это  не только знани€ по конкретным дисциплинам, но и умение примен€ть их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. ”ченик должен обладать целостным социально-ориентированным взгл€дом на мир в его единстве и  разнообразии  природы,  народов, культур,  религий», - подчеркнул  ƒ.ћедведев в своем выступлении «Ќациональна€ образовательна€ инициатива: "Ќаша нова€ школа"».  

¬ своей работе € примен€ю метод коллективного проектировани€ на уроках изобразительного искусства и технологии. Ќесомненное достоинство этого метода в том, что учащиес€ могут творчески и качественно выполнить индивидуальный «кусочек» работы, отвечающий общей теме. ј при объединении таких «кусочков» получаетс€ значительный результат.  оллективное творчество дисциплинирует, сближает реб€т, вносит здоровый дух соревновани€.

“аким образом, тему своей работы € определила как «–азвитие творческого начала у обучающихс€ на уроках изобразительного искусства через использование метода коллективного проектировани€».

ќдним из самых ценных человеческих качеств €вл€етс€ способность творить. ¬ажно оказать поддержку творческому развитию детей,  помочь им найти свое место в нашем стремительном мире.  онцепци€ модернизации –оссийского образовани€ ставит перед образованием важную задачу- вы€вление и поддержку наиболее одаренных и талантливых детей. 

¬ основе моей концепции    лежат  следующие принципы:

  • ќбучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам изобразительного искусства;
  • јвторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создател€ своего произведени€, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
  • ¬ ходе обучени€ изобразительному искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позици€ми: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
  • Ћюбые виды учебной де€тельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовыватьс€ с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
  • ”читель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
  • ¬ ходе обучени€ изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставл€ть дет€м свободу выбора: создани€ замысла творческой работы, вида де€тельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой  работы, сложности выполнени€ творческой задачи, формы домашнего задани€ и т.д.
  • ќбучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтени€м к видам де€тельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
  • Ќа начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной де€тельности, а впоследствии дети, овладева€ ими, формируют собственный опыт художественной и учебной де€тельности.
  • ѕроцесс обучени€ собственно изобразительной де€тельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управл€€, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
  • ¬ процессе изучени€ изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной де€тельности и процесс творчества, способы управлени€ своими действи€ми, а также воспри€тие художественного произведени€ (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).  

√лавной целью своей работы считаю формирование у обучающихс€ общеучебных умений и навыков, универсальных способов де€тельности и ключевых компетенций, развитие художественно-творческих способностей. Ќаиболее эффективным способом достижени€ поставленной цели считаю использование на уроках изобразительного искусства метода коллективного проектировани€.

ќбразовательна€ область «»скусство» на основе проектного метода обучени€   предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать услови€ дл€ их развити€.

  јктуальность моей работы заключаетс€ в том, что именно творческое коллективное проектирование будет способствовать культурному и технологическому образованию, формированию художественной и технологической культуры каждого подрастающего человека.

Ќовизна.    »спользование метода коллективного творческого проектировани€ способствует развитию у учащихс€ интеллектуальных и творческих способностей, умению работать в команде, что €вл€етс€ одним из главных требований современного общества.

ќбъектом исследовани€ €вл€ютс€ учащиес€ классов, в которых € преподаю изобразительное искусство.

ѕредметом исследовани€ €вл€етс€ образовательный процесс с применением метода коллективного проектировани€.

«адачи исследовани€:

  • изучить психолого-педагогические особенности учащихс€;
  • проанализировать научно-методическую литературу по организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства;
  • систематизировать информацию об обучении учащихс€ коллективной проектной де€тельности;
  • разработать согласно рабочей программе перечень урочных и внеурочных коллективных проектов.

“еоретическа€ база  опыта представлена 10 источниками:

  • јрнхейм –. »скусство и визуальное воспри€тие /  –.јрнхейм   – ћ.: »скусство, 1974. – 328с.
  • ¬етлугина Ќ.ј., ’удожественное творчество и ребенок  / Ќ.ј.¬етлугина.    – ћ.: ѕедагогика, 1972. – 289с.
  • ¬ыгодский Ћ.‘. —обрание сочинений  / Ћ.‘. ¬ыгодский – ћ.: ѕедагогика, 1982. – 312с.
  •  агаров, ≈.√. ћетод проектов в школе / ≈.√. агаров. – ћ.: Ѕрокгауз ≈фрон, 2007. -182 с.
  • ћорозова Ћ.Ќ. ѕроектна€ де€тельность учащихс€ / Ћ.Ќ. ћорозова. – ¬олгоград: ”читель, 2007. – 204 с.
  • ѕавлова ћ.Ѕ. метод проектов в образовании школьников / ћ.Ѕ.ѕавлова. – ћ.: ¬ентана-√раф, 2005. – 178 с.
  • “рофименко  .ƒ., ќ методике преподавани€ изобразительного искусства в школе /  .ƒ. “рофименко. – ћ.: ѕросвещение,   1965. – 274 с.
  • Ўпикалова “. я., ѕрограмма «»зобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс ћ.: ѕросвещение 2007
  • якужин ¬.ј., ѕедагогическа€ психологи€ / ¬.ј. якужин. -  ѕолиус, 1998. – 267 с.
  • ѕримерна€ программа по изобразительному искусству, 2004

¬едуща€ педагогическа€ иде€  

ѕроцессом коллективного творчества необходимо управл€ть. –азвитие творческих способностей в изобразительной де€тельности развивает общую креативность в любом другом виде де€тельности (науке, искусстве).     ќсновной педагогической идеей моей работы, €вл€етс€ то, чтобы  урок был направлен на развитие и формирование творческого начала у учащихс€, в частности, через применение метода коллективного проектировани€.

  оллективное проектирование  формирует умени€ добывать информацию, принимать нестандартные решени€, интегрировать знани€ из разных областей и примен€ть их на практике. ¬ классно – урочной системе обучение осуществл€етс€ обычно путем проблемных заданий, ситуаций. Ќапример: коллективный проект «ѕроходите в избу», выполненный учащимис€  5 класса, «¬ещь в городе» проект-исследование учащихс€ 7 класса.

 Ќа прот€жении нескольких лет € занимаюсь с учащимис€ проектной де€тельностью во внеклассной работе, и учащиес€ нашей школы подготовили   немало интересных и оригинальных работ. ¬от некоторые темы проектов «ѕлакат ко ƒню ћатери», «ќформление кабинета к Ќовому году», «ѕоздравление √арнизонного ƒома  офицеров с днем рождени€», «„асы в стиле «Ётно», «— днем рождени€, ¬.Ўаинский!», « оллективна€ открытка к дню ”чител€».  оллективный проект – это творческа€ работа учащихс€, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотнос€тс€ с де€тельностным подходом. ѕотребность – мотив – цель – задачи – действи€.

ѕроектна€ де€тельность  осуществл€етс€ согласно разработанному плану:

  • ƒиагностика и определение проблемы  
  • ‘ормирование идеи и создание образа – эскиза проекта
  • ѕрограмма реализации проекта
  • ќпределение условий реализации проекта  
  • «авершение проекта и его экспертиза

ќдно из достоинств коллективного проектировани€ – создание в классе особой атмосферы, дающей дет€м возможность попробовать себ€ в различных направлени€х творческой де€тельности. ќна позвол€ет: повысить мотивацию изучени€ данного предмета, реализовать свои творческие идеи; принимать самосто€тельные решени€; поверить в свои силы.

  ƒлительность работы над опытом

  1. ƒиагностический этап:

     ѕутем наблюдени€ был вы€влен уровень художественного и эстетического развити€, творческих способностей, креативности. ѕроанализированы  противоречи€ между желанием детей заниматьс€ творчеством и возможност€ми материальной базы школы в соответствии с современными требовани€ми.

       »зучалась научна€ педагогическа€, психологическа€, художественна€ и искусствоведческа€ литература по выдвинутой проблеме. Ѕыли определены основанные подходы по реализации творческого развити€ школьников.

    2. ѕрогностический этап:

Ќа этом этапе по проблеме творческого развити€ личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система уроков и внеурочных зан€тий и меропри€тий.

—формулирована основна€ иде€ опыта. ќпределены прогнозируемые результаты обучени€. ѕредполагаютс€ положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности через применение метода коллективного проектировани€.  

    3. ќрганизационный этап:

 Ќа данном этапе была подготовлена материальна€ база, методическа€ литература, дидактический материал, таблицы, опорные схемы, поэтапные разработки, рисунки, иллюстрации.

    4. ѕрактический этап:

¬ течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и зан€ти€х кружка «ёный художник». ќни позволили сделать вывод о целесообразности применени€ данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использовани€, развити€ познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышлени€ и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Ёто хорошо про€вилось в участии работ детей  на школьных и районных  выставках.

 ƒиапазон опыта

ѕроводитс€ развитие и воспитание творческой личности средствами изобразительного искусства в системе урочной и внеурочной работы по всем направлением программного содержани€ изобразительного искусства.

“ехнологи€ опыта   

“ехнологи€ организации обучени€ исходит из имеющегос€ личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихс€ навыков рисовани€), посто€нно

задава€ и поддержива€ авторскую позицию учащегос€, затем переход€ к освоению комплекса стратегий, параллельно знаком€ детей с различными видами и направлени€ми искусства.  

”же в середине 1-го класса  организую тематические выставки детских работ. Ќа этом этапе дети не только продолжают развивать стратегии творческой де€тельности, но и участвуют в проектной де€тельности. ¬ средней  школе они продолжают участвовать в творческих и исследовательских проектах в рамках курса изобразительного искусства, на уроках которого можно еще более глубоко реализовать позиции «художник», «исследователь», «зритель». ¬ построении этих уроков включаю детей в комплексные виды де€тельности, активно использу€ уроки-проекты, уроки-исследовани€, уроки-мастерские, уроки-презентации, уроки-экскурсии. 

 ”ченические работы из моего методического фонда,  анализ их хороших сторон и мелких ошибок, помогают учащимс€ сопоставить свои способности и конечную цель работы.   ¬ течение урока веду фронтальную и индивидуальную работу с учащимис€, во врем€ которой   демонстрирую работы как лучшие, так и с ошибками дл€ стимул€ции и своевременного устранени€ ошибок в процессе рисовани€. ¬ конце урока провожу   обсуждение индивидуальных или коллективных работ  и выставл€ю  оценки.

»менно такие уроки развивают у школьников наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительную пам€ть, углубленный интерес к окружающему миру вещей и €влений и умение познавать его, в том числе в процессе рисовани€ закладываютс€ основы графической грамотности, способствующие развитию образного воспри€ти€.

∆елаемый интерес к работе ученики про€вл€ют, участву€ в конкурсах, пробу€ свои силы, вид€ конечный результат и, конечно же, сравнива€ с другими.   ружковцы закрепл€ют знани€ и умени€ работать с литературой, выбирают интересные и неповторимые сюжеты.

ќдним из составл€ющих факторов в моей работе и педагогической практике, €вл€етс€ конечный результат работы, который ни в коем случае не должен оказатьс€ незамеченным и остатьс€ без оценки, пусть словесной, подбадривающей, наставл€ющей.  Ѕесспорно, что у каждого ребенка есть способности и таланты. ƒети от природы любознательны и полны желани€ учитьс€. ¬се, что нужно дл€ того, чтобы они могли про€вить свои даровани€, это умное руководство со стороны взрослых.

—амой большой наградой дл€ учител€, €вл€етс€ успех ученика, а если есть успех, значит, нет ошибки, нет впустую потраченного времени, а есть нова€ личность не способна€ уничтожить прекрасное, а, наоборот, сотворить и создать красоту, и подарить ее люд€м.

 

–езультативность опыта 

¬ результате анализа де€тельности было вы€влено, что дети стрем€тс€ заниматьс€ творчеством. Ѕольшинство учащихс€ усваивают знани€ по изобразительному искусству на «4» и «5» .

Ѕыло отмечено, что использование разнообразных форм и методов обучени€ способствовало формированию творческого интереса, улучшилось качество работ, активизировалось внимание школьников.

¬ процессе исследовани€ было установлено, что количество учащихс€, успевающих на «отлично» в 2006-2007 учебном году  составило 72%, в 2007-2008  году- 74%, а в 2008-2009 – 86%. —ледовательно, наблюдаетс€ положительна€ динамика.

јнкетирование, проведенное заместителем директора  по воспитательной работе, показало высокий уровень воспитанности обучающихс€.

            –еб€та стали призерами  районного детского конкурса художественного и литературного творчества ««ащитники ќтечества».

Ѕыли победител€ми и призерами традиционного конкурса детского рисунка  орсаковского городского округа, участниками регионального конкурса детского художественного конкурса «∆иви, лосось!», победител€ми и призерами областного конкурса детского рисунка по произведени€м ј.ѕ.„ехова.

ѕериодически провод€тс€ выставки коллективных проектов и тематические выставки.

ќпыт адресован учащимс€; родител€м; педагогам.

»спользование  данного опыта позволит получить устойчивые положительные результаты при наличии компетентных педагогических кадров и организованных творческих групп.

ћетод  коллективного проектировани€ способствует:

  • развитию художественно-творческих способностей,
  • формированию у обучающихс€ общеучебных умений и навыков,  универсальных способов де€тельности и ключевых компетенций.
‘айлы (всего: 1)
‘айлы (всего: 1)
файл
pps
40.39 MB
ќѕџ“ —ћќЋ№яЌќ¬ј.pps

 омментарии: