–егистраци€
Ќасто€щий учитель Ч не тот, кто теб€ посто€нно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
ћихаил јркадьевич —ветлов
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
—ейчас на сайте: 85

¬ерси€ дл€ слабовид€щих
ћой университет
ћой университет  ”–—џ

—»—“≈ћј –јЅќ“џ  Ћј——Ќќ√ќ –” ќ¬ќƒ»“≈Ћя ѕќ –ј«¬»“»ё “¬ќ–„≈— »’ —ѕќ—ќЅЌќ—“≈… ”„јў»’—я

2013 г

  

 

 

 

 

 

 

 

 

ƒревнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «ƒавным-давно, люди обладали божественными способ­ност€ми. ќднажды они прогневали Ѕрахму, который лишил их этого дара. ѕосле чего он крепко задумалс€, куда спр€тать отн€тое. ѕо­местить на вершины гор – человек рано или поздно доберетс€ до них. «арыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. “огда Ѕрахма решил спр€тать божий дар туда, где не вс€кий догадаетс€ ис­кать – в человеческую душу. » не ошибс€! ƒо сих пор мало кто об этом подозревает».

”читель – один из немногих людей, даю­щих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.

”чителю нужно сделать все возможное, чтобы вы€вить способ­ности учащихс€. ƒл€ полноценного развити€ ребенка необ­ходимо погрузить его в различные виды твор­ческой де€тельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

”читель €вл€етс€ творцом интересных дел и разнообразных форм работы дл€ детей. Ќе­обходимо освоение таких форм воспитатель­ной работы, которые вы€вл€ют  индивидуальные свойства личности, развивают эмоци­ональную сферу, воспитывают потребность в человеке.

Ѕольше всего этим требовани€м соответствуют приоритет­ные дл€ современных школьников игровые, те­атрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, сост€зательные формы воспитательной работы, позвол€ющие реб€там осознавать самих себ€.

ƒл€ педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнени€ своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденци€х, способах и формах воспитательной де€тельности, владеть современными технологи€ми воспитани€.  лассному руководителю в своей де€тельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихс€, социальные и материальные услови€ их жизни.

÷ель моей де€тельности как классного руководител€ – создание условий дл€ саморазвити€ и самореализации личности обучающегос€, его успешной социализации в обществе через творческую де€тельность.

ѕеред собой € поставила следующие задачи:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благопри€тных психолого-педагогических условий дл€ развити€ личности, самоутверждени€ каждого обучающегос€, сохранени€ неповторимости и раскрыти€ его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организаци€ системы отношений через разнообразные формы воспитывающей де€тельности коллектива класса, в том числе через творческую де€тельность;
  • организаци€ системной работы с обучающимис€ в классе;
  • формирование у обучающихс€ нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организаци€ социально значимой, творческой де€тельности обучающихс€.

¬ соответствии с этими задачами € выбрала такие формы работы  по развитию творческих способностей учащихс€:

 1. ќбеспечение условий дл€ про€влени€ творческой активности учащихс€:

-  индивидуальные: беседа, консультаци€, обмен мнени€ми, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решени€ проблемы и др.;

-   коллективные: проведение творческих конкурсов,  выпуск школьных предметных газет и оформление стендов, работа творческих групп;

2–азработка совместно с учащимис€ программ (кружок «–исуем нитью», «ёный художник»)

3. ”частие в  районных, областных конкурсах, способствующих развитию творческих способностей обучающихс€.

ћне необходимо было не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию, чтобы ребенок про€вл€л любовь к прекрасному, не только путем созерцани€, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, станов€сь насто€щей творческой личностью.

     „тобы любое зан€тие было направлено на развитие творческих способностей учащихс€ и реализовало их, мне необходимо при его проведении ориентироватьс€ на следующие принципы:

1. ѕринцип «пользовател€». ”читель должен пользоватьс€ со­временными педагогическими разви­вающими технологи€ми, ориентиро­ванными на развитие способности учащегос€ быть субъектом образо­вательной де€тельности как процесса своего развити€ в целом: и теле­сного, и эмоционального, и интеллек­туального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.  ѕринцип «прин€ти€ другого». —огласно данному принципу учи­тель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, име­ющую право быть личностью со свои­ми, уже сложившимис€ особенност€­ми.

3. ѕринцип «проектировани€ и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихс€.

4.  ѕринцип «сотрудничества».

                       

Ётапы организации работы классного руководител€

  1. Ќа диагностическом этапе были проведены следующие виды диагностических работ:

ј) ѕсихологическа€ диагностика, в процессе которой вы€вл€етс€:
     – отношение к себе, другу, учителю, родител€м;
     – вид де€тельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и воспри€тие; стимулы дл€ мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведени€ (агрессивный, заботливый и т.д.).

 ƒанна€ диагностика помогает найти индивидуальный подход в работе с детьми. ѕо результатам диагностики были  определены направлени€ работы с тем или иным ребЄнком.

  Ѕ) ƒиагностика уровн€ сформированности навыков рисовани€;

  ¬) ƒиагностика определени€ творческих наклонностей у школьников. 

    ѕутем наблюдени€ и диагностировани€ был вы€влен уровень художественного и эстетического развити€, творческих способностей, креативности. ѕроанализированы  противоречи€ между желанием детей заниматьс€ творчеством и возможност€ми материальной базы школы в соответствии с современными требовани€ми.

           2. ѕрогностический этап:

Ќа этом этапе по проблеме творческого развити€ личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система внеурочных зан€тий и меропри€тий.

ќпределены прогнозируемые результаты обучени€. ѕредполагаютс€ положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности, умеющей видеть и решать проблемы, создавать ситуацию успеха в своем коллективе дл€ себ€ и дл€ других.

          3. ќрганизационный этап:

         Ќа данном этапе была подготовлена материальна€ база, методическа€ литература, дидактический материал, определены услови€ успешного развити€ творческих способностей:

  • ѕервым важным условием развити€ творческих способностей ребенка €вл€етс€ создание обстановки, опережающей развитие детей. Ќеобходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую де€тельность.
  • ¬торое, чрезвычайно важное, условие эффективного развити€ творческих способностей - чем  чаще в своей де€тельности человек добираетс€ «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение разноуровневых задач).
  • “ретье  условие  успешного  развити€  творческих  способностей  за­ключаетс€ в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе де€тельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности зан€тий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. “огда желание, интерес ученика, эмоциональный подъЄм послужат надежной, гарантией того, что уже большее напр€жение ума не приведет к переутомлению, и пойдЄт на пользу.
  • „етвертое условие успешного развити€ творческих способностей предполагает не­нав€зчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
  • ѕ€тое условие ус­пешного развити€ творческих способностей – тЄпла€ дружелюбна€ атмосфера в коллективе.

          4. ѕрактический этап:

    лассный коллектив был создан в 2008 году.  я решила провести диагностические исследовани€ уровн€ творческого потенциала учащихс€ моего класса в 1 и 4 классах после проведени€ систематической работы  по развитию творческих способностей.

Ќа этом этапе исследовательской работы был вы€влен уровень творческого потенциала младших школьников. ”частие детей сводилось к выполнению тестовых заданий. ƒл€ оценки уровн€ творческого потенциала использовалс€ тест-методика дл€ определени€ творческих наклонностей у школьников.
           ¬ тесте реб€та  должны были выбрать один из предложенных вариантов поведени€ в ситуаци€х, описанных в ќпроснике дл€ определени€ творческих наклонностей у школьников —авенкова ј.». (приложение є1).

єє вопросов

Ќаправление исследовани€

1,5,9,16,21

разнообразие интересов

2,8,11,13,19,24

степень выраженности независимости ребенка

6,7,22

гибкость, приспособл€емость

4,12,18

любознательность

10,14,23

настойчивость

3,15,17,20

степень благопри€тного вли€ни€ семейной обстановки на развитие творческих способностей ребенка

  ќпросник определ€ет 3 уровн€ творческого потенциала: высокий; средний;  низкий.

          ƒанные уровн€ творческого потенциала учащихс€ 1 класса  представлены в протоколе є 1 (приложениеє2).
»з протокола   видно, что у некоторых реб€т  уровень потенциала выше среднего (средний показатель 76%), но количество баллов на этом уровне разное. Ёто подтверждает диагностика уровн€ творческого потенциала учащихс€  на констатирующем исследовании (приложениеє3).
јнализ теста говорит о том, что имеют разнообразные интересы 87%, независимость выражена у 39%, гибкость (показатели «средний» + «высокий») у 100%, любознательность   у 67%, настойчивость у 87%, имеют активную поддержку родителей  72%учащихс€.
“ехнологи€ организации работы по развитию творческих способностей исходила из имеющегос€ личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихс€ навыков рисовани€). ”же в середине 1-го класса  были организованы тематические выставки детских работ. Ќа начальном этапе работы была проведена диагностика уровн€ сформированности навыков рисовани€ (авторы ћилованова √.ѕ. и ќвчинникова ќ.¬., приложение є 4). »з диаграммы «ћониторинг уровн€ сформированности навыков рисовани€» видно, что уровень сформированности на начальном этапе низкий (приложение є 5).  Ќа этом этапе дети учились развивать стратегии творческой де€тельности,  стали участвовать в проектной де€тельности. ƒл€ развити€ креативного мышлени€ реб€там были предложены развивающие игры, например:

 «¬олшебные звуки». ”ченикам дают прослушать музыку, котора€ считаетс€ не простой дл€ воспри€ти€ (к примеру, —кр€бина), потом предлагают с помощью подручных средств (пластилина и разноцветного бисера) передать свои впечатлени€ от мелодии. —ледует обратить внимание реб€т на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнени€ задани€. ѕод музыку можно так же попытатьс€ представить пейзаж за окном, подробно рассказать о нЄм или нарисовать.

«Ќова€ жизнь».     ”чеников прос€т принести из дома сломанные игрушки и передать их сосед€м по парте, чтобы те придумали, как и где еЄ можно использовать. ƒолжны по€витьс€ самосто€тельные идеи по поводу применени€ каждого предмета.

«ћой мир».   ”ченикам предлагаетс€ изобразить свой мир, использу€ на всех всего один лист ватмана. јнализиру€ переживани€ собственной жизни, каждый  ребЄнок должен  разместить на листе свой кусочек мира. ƒанный способ развивает у реб€т толерантность, так как «миры» соприкасаютс€ и даже пресекаютс€.

       Ѕольшое значение в творческой де€тельности имеет непрерывность творческого процесса. ѕрактика показывает, что эпизодическа€ творческа€ де€тельность малоэффективна. ќна может вызвать интерес к конкретной выполн€емой работе, активизировать познавательную де€тельность во врем€ ее выполнени€, но никогда не приведет к развитию творческого отношени€ к труду, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Ќепрерывна€, систематическа€ творческа€ де€тельность учащихс€ на прот€жении всех лет обучени€ в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

¬о 2; 3 и 4 классах  реб€та продолжали участвовать в творческих и исследовательских проектах,   выступали с позиции «художника», «исследовател€», «зрител€». ¬ построении этих зан€тий € включала детей в комплексные виды де€тельности, активно использу€ зан€ти€-проекты, зан€ти€-исследовани€, зан€ти€-мастерские, зан€ти€-презентации, зан€ти€-экскурсии. 

–абота с учащимис€ на прот€жении 4 лет с применением метода коллективного проектировани€ с целью развити€ творческих способностей показала рост креативности.

јналогична€ диагностика, проведенна€ через четыре года, обнаружила увеличение среднего балла на 9 пунктов (с 18 баллов до 27), а у некоторых учащихс€ значительно больше, в частности, у —околовой Ћеры с 30 баллов до 58 (при максимальном показателе – 64 балла) (приложение є 6).  јнализ  полученных данных говорит о том, что у всех учащихс€ уровень творческого потенциала увеличилс€.

–езультативность опыта

Ќаличие творческих работ учащихс€  

єє

¬ид работы

“ема

2008-2009

1 кл

2009-2010

2 кл

2010-2011 

3 кл 

2011-2012

4 кл

1

 “ѕ

«ќсеннее настроение»

9 чел. 

 

 

 

2

 “ѕ

««асел€ем теремок»

9 чел. 

 

 

 

3

 “ѕ

«–омантическа€ осень»

 

9 чел. 

 

 

4

 “ѕ

««вездное небо»

 

9 чел

 

 

5

 “ѕ

«Ќовогодн€€ газета»

 

9 чел. 

 

8 чел

6

 “ѕ

«ќформление к ƒню ћатери»

 

9 чел

 

8 чел

7

 “ѕ

«ѕтичий перезвон»

 

9 чел. 

 

8 чел

8

 “ѕ

«ѕодарок ветеранам»

 

9 чел. 

9 чел

8 чел

9

 “ѕ

«Ћюбимым мамам»

 

 

9 чел

8 чел

10

 “ѕ

«ѕередай добро по кругу»

 

 

9 чел

8 чел

11

 “ѕ

«—береги елочку»

 

 

9 чел

8 чел

12

 “ѕ

«ѕтичий перезвон»

 

 

9 чел

8 чел

13

 “ѕ

«√олубые  в зор€х  острова»

 

 

9 чел

 

14

 “ѕ

«ћой —ахалин»

 

 

9 чел

 

15

 “ѕ

«∆иви, лосось!»

 

 

9 чел

8чел

 

 

”частие и результативность учащихс€ в конференци€х,  конкурсах

”чебные года

 ласс

‘.». ученика

¬ид работы

«ан€тое место

”ровень соревнований

¬ид достижени€

2008-2009

1

»ванищева ѕ.

 онкурс «ѕротивопожарна€ безоп-ть»

3 место

ћуниципальный

√рамота

2009-2010

2

 уличенко ≈.

 онкурс «∆иви, лосось!»

2 место

–егиональный

√рамота

2010-2011

3

 

‘ед€кова  .

Ћобахина ќ.

 

¬оробьев ¬.

‘ед€кова  .

 уличенко ≈.

 

 

9 человек

 

 

Ћитвинов,  уличенко, ¬оробьев, »ванищева

 онкурс «ћы за здоровое будущее»

 

 

 онкурс рисунков по произведени€м ј.ѕ.„ехова

 

 

 онкурс «∆иви, лосось!»

 

 

 онкурс «ƒети – творцы безопас-ти»

1 место

1 место

 

2 место

1 место

1 место

 

Ќоминаци€ «Ћучша€ коллективна€ работа»

 

 

Ћучша€ коллективна€ работа

ћуниципальный

 

 

–егиональный

 

 

 

–егиональный

 

 

ћуниципальный

√рамота

√рамота

 

√рамота

√рамота

√рамота

 

√рамота+

ценный подарок

 

√рамота, подарок

2011-2012

4

Ћобахина ќ.

 

8 человек

 онкурс «ƒети – творцы безопас-ти»

 онкурс «¬еселый птичий перезвон»

2 место

 

1 место

ћуниципальный

ћуниципальный

√рамота

 

√рамота 

»сход€ из выше изложенного, можно сделать вывод, что при систематической работе по развитию   творческих способностей можно добитьс€ высоких результатов развити€ и личности каждого ребенка, способствовать его успешной социализации в обществе.

 

​ 

 

‘айлы (всего: 1)
‘айлы (всего: 1)
файл
ppt
13.34 MB
ќбобщение опыта классного руководител€ —моль€новой ј.—..ppt