–егистраци€
ѕосейте поступок Ч пожнете привычку, посейте привычку Ч пожнете характер, посейте характер Ч и вы пожнете судьбу
”иль€м “еккерей
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
—ейчас на сайте: 27

¬ерси€ дл€ слабовид€щих
ћой университет
ћой университет  ”–—џ

 –ј— » ¬ ЌјЎ≈… ∆»«Ќ»

»сследовательска€ работа ученика 4 класса ћЅќ” "—ќЎ с.ƒачное"  орсаковского городского округа —ахалинской области  ”яЌ÷≈¬ј јЋ≈ —јЌƒ–ј јЋ≈ —≈≈¬»„ј

—ќƒ≈–∆јЌ»≈

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

“≈ќ–≈“»„≈— јя „ј—“№

ѕ–ј “»„≈— јя „ј—“№

¬џ¬ќƒџ

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»я

 

 

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

 раски в нашей жизни занимают огромное место. Ѕез красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремилс€ найти способ сделать разноцветной нашу действительность. я очень люблю рисовать, но всегда всего рисую готовыми красками, акварельными, гуашевыми, акриловыми и даже масл€ными. ќднако,  уверен, что мы мало знаем о способах приготовлени€ красок. я планирую провести исследование, получить некоторые краски растительного происхождени€ и найти им применение им в повседневной жизни.

¬ыдвигаю гипотезу: краски можно приготовить самосто€тельно, «не выход€ из дома».

÷елью моей работы  - изучение красок, используемых в повседневной жизни (с древних времен и до наших дней), получение красок в домашних услови€х.

ƒл€ достижени€ цели необходимо решить следующие задачи:

1. ѕо литературным источникам вы€снить роль красок в жизни человека и способы их получени€.

2. ѕолучить некоторые органические краски растительного происхождени€.

3. ѕрименить полученные краски дл€ окрашивани€ тканей.

4. ѕолученными красками сделать пробные рисунки.

я планирую провести следующие эксперименты в домашних услови€х:

1. ѕриготовить отвары трав, имеющихс€ в домашней аптечке,  а так же получить соки некоторых овощей и €год.

2. ѕопробовать окрасить образцы тканей.

3. »спользовать приготовленные краски дл€ рисовани€ картин.

»сследование данной работы лежит в области естествознани€, неживой природы, и посв€щено изучению удивительных свойств пигментов.

 јктуальность исследовани€ состоит в том, что тема имеет практическое применение.

Ќовизна исследовани€ заключаетс€ в том, что изучение состава красок осуществл€етс€ путем эксперимента.

ќбъектом исследовани€ €вл€ютс€ краски, полученные из различного растительного материала.

¬ своей работе € использовал следующие методы: работа с научно - познавательной литературой, интернет - источниками, проведение анкетировани€ среди учащихс€ своего класса, анализ, сравнение, наблюдение.

 

“≈ќ–≈“»„≈— јя „ј—“№

ѕо€вление красок и рисование, относитс€ к доисторическим временам.

 раски были известны задолго до того, как по€вились письменные сообщени€ о них.  расочные изображени€ на стенах пещерных жилищ до насто€щего времени сохранились в относительно хорошем состо€нии. Ќекоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. “аким образом, можно считать, что по€вление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации.

Ќатуральные красные и желтые земли, древесный уголь и мел, - были теми

простыми веществами, с помощью которых первобытный мастер создавал свое искусство. ѕроцесс изготовлени€ краски, по – сути, не изменилс€ поныне.

ѕорошкообразные пигменты, по-видимому, смешивали с водой, костным мозгом, животными жирами, €ичным белком или с растительными сахарами и получали краски.

–астительные краски были одними из первых, которые начал примен€ть

человек, украша€ себ€, свое оружие, жилище и одежду. —начала это были €рко окрашенные соки лепестков, листьев, плодов, затем люди научились специально приготовл€ть красители из растений. “ак, при раскопках египетских пирамид найдены ткани, окрашенные индиго - краской синего цвета, которую получали из листьев индигоносных растений. »ндиго широко примен€ли в  итае, »ндии, ѕерсии.

—редневековые художники тоже готовили краски сами, смешива€ порошки пигментов и жиры. “акие краски нельз€ было хранить дольше одного дн€, так как при контакте с воздухом они окисл€лись и затвердевали.

¬ –оссии привозными красками пользовались редко.  ресть€не приготовл€ли их из растений, которые росли р€дом: на огороде, в саду, в лесу.

—инюю краску, например, добывали из корн€ горца красильного, а желтую – из корней щавел€ конского. ¬ишневый цвет давал лишайник стенна€  золот€нка, а с помощью сухих €год ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. —о временем краскоделы научились из одного и того же растени€ приготовл€ть краски различных цветов, например, из зверобо€ красную, желтую и оранжевую, а из манжетки - желтую, зеленую и черную. ќсобенно широкую цветную палитру давала марена красильна€. «наменитые неув€даемой €ркостью и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной краской, которую получали из корней марены.

¬ –оссии историю красок изучают по иконам.

Ќаиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчЄное», голуба€ лазурь и киноварь, зелЄные €ри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творЄное» золото.

¬о времена јндре€ –ублЄва в распор€жении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. ≈сли вернутьс€ к более давним временам — –иму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. «а прошедшие п€тнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. Ќа прот€жении всей истории красок мен€лись св€зующие вещества. —ами же крас€щие вещества (пигменты) на прот€жении веков использовались практически одни и те же.

 раски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. ƒо нашего времени сохранилась псковска€ икона ƒмитри€ —олунского. Ётой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состо€нии.

ѕсковский мастер сам изготавливал эти краски. ƒо сих пор известны: псковска€ зелень, красна€ киноварь и желта€ псковска€.

¬ старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. ƒл€ стойкости и пластичности в краску добавл€ли €йца и молочный белок - казеин. ∆ивописцы отмачивали мелко измельчЄнный лазурит в кислых щах на прот€жении 2-4 дней.  раска, приготовленна€ таким образом, становилась ещЄ более стойкой и насыщенной. »ногда дл€ получени€ золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки.

” многих мастеров были помощники, специально дл€ того, чтобы размешивать краску. ¬ основном, красители получали путЄм перемалывани€ и измельчени€ в порошок различных минералов. ѕричЄм, чаще всего в ручную...»зготовить действительно €ркую и стойкую краску было очень дорого. Ќапример, ультрамарин (€рко синюю краску) получали из л€писа, который привести можно было только из »рана и јфганистана. Ётот минерал стоил дорого, поэтому использовалс€ редко. ’удожники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашалс€ заплатить за краску заранее. ѕурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. „тобы получить 1 грамм краски требовалось около дес€ти тыс€ч раковин! ѕо причине такой дороговизны пурпурный цвет считаетс€ цветом роскоши, царственности и богатства. ƒо дев€тнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны дл€ здоровь€. ¬ 1870 году был произведЄн анализ вли€ни€ красок на здоровье человека. ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышь€к.

¬ы€снилось, что очень красива€ и €рка€ краска (изумрудно - зелЄна€) €вл€етс€ смертельно - опасной, т.к. в еЄ состав входит уксус, окись меди и мышь€к. ≈сть даже верси€, что Ќаполеон умер, отравившись парами мышь€ка, которые исходили от обоев - изумрудно - зелЄной краской были выкрашены стены в его доме на острове —в€той ≈лены. ¬ древности, украшенна€ красками ткань €вл€лась признаком богатства и такую роскошь могли обеспечить себе очень обеспеченные люди. “еперь, краски стали частью повседневной жизни. »х проще достать и делать наш мир более €рким.

¬ наше врем€ растительные краски уступили место синтетическим, только в пищевой промышленности и отчасти в ковровом ткачестве они по-прежнему широко используютс€.

ѕочти все краски делают в лаборатори€х и на заводах из химических

элементов. ѕоэтому некоторые краски даже €довиты, например, красна€ киноварь из ртути. ‘иолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

—ухой краситель не может держатьс€ на холсте, поэтому нужно св€зующее вещество, которое склеивает, св€зывает частички сухого красител€ в единую цветную краску-массу. ’удожники брали то, что было под рукой: масло, мед, €йцо, клей, воск. „ем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. √устоту краски можно определить, если взгл€нуть, как растекаетс€ капл€ меда, €йца, на долгосохнущую каплю масла, котора€ даже не соедин€етс€ с водой, а при высыхании оставл€ет жирный след.

–азные св€зующие вещества дают разные краски с разными названи€ми. Ѕыла еще одна краска, очень стойка€, но рецепт ее приготовлени€ утер€н. Ёто энкаустика - краска, замешанна€ на воске.

ѕроанализировав статьи в научно-попул€рной литературе и интернет-

ресурсы, € нашел множество различных способов приготовлени€ красок.

—начала ищут сырье. Ёто может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит.

—ырье нужно очистить от посторонних примесей. «атем материалы необходимо измельчить до порошка.

”голь, мел и глину можно измельчить и в домашних услови€х, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, дл€ их измельчени€ необходимы  специальные инструменты. —таринные художники растирали порошок в ступке пестиком. ѕолученный порошок и есть пигмент.

«атем пигмент нужно смешать со св€зующим веществом. ¬ качестве

св€зующего вещества можно использовать: €йцо, масло, воду, воск, клей, мЄд.

 раску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. ѕолучившуюс€ краску можно использовать дл€ рисовани€.

¬се эти знани€ € получил из следующих источников:

1. Ѕиологи€. ƒетска€ энциклопеди€ «јванта», 1997 г.

2. ¬се обо всем – попул€рна€ энциклопеди€ дл€ детей – ћ., 1995 г

3. Ёнциклопеди€ дл€ детей: »скусство. „асть 2.- ћ.: јванта+, 2005.

4.  укушкин ё.Ќ. « ’ими€ вокруг нас» ƒрофа, 2003 год

5. www.planeta. tspu.ru>files>file

¬ы€снив состав красок, узнав о процессе приготовлени€ красок, € пон€л, что смогу сделать некоторые краски сам.

 

ѕ–ј “»„≈— јя „ј—“№

  1. —воим одноклассникам, ученикам 4 класса, и взрослым  € задал такой вопрос:  ак вы думаете, из чего в домашних услови€х можно получить краски? ќпрошено было всего 30 человек, 15 детей  и 15 взрослых. –езультаты получились такие:

ќтвет                                оличество

Ћук                                     23 чел.

—векла                                19 чел.

„ай                                      6 чел.

ћорковь                             10 чел.

ягоды разные                    19 чел.

 офе                                   4 чел.

„ай                                      2 чел.

“равы разные                     25 чел.

ѕищевой краситель           3 чел.

 раска дл€   волос              3 чел.

÷веты                                  13 чел.

—оки в коробках                  1 чел.

—ажа                                    5 чел.

ћарганец                            10 чел.

«еленка                                1 чел.

—инька                                 3 чел.

…од                                      2 чел.

ѕр€жа                                  9 чел.

«атрудн€юсь с ответом      8 чел.

2) ѕроанализировав ответы, € сделал вывод, что краски в домашних услови€х можно получить следующим образом:

ј)  »спользовав сок овощей, €год, фруктов.

Ѕ)  ћожно приготовить отвар или настойку из растений или его  частей.

¬)  ¬озможно использование муки, крахмала, мыла, талька, соли,

растительного масла в качестве св€зующего вещества, но этот процесс

требует особой внимательности, точности и стараний.

ќсталось проверить мои предположени€ на практике.

3) ƒл€ проведени€ эксперимента мне необходимы были крас€щие пигменты и св€зующее вещество. я воспользовалс€ рекомендаци€ми, которые были даны на сайте «7€.ru». ѕри подготовке всех этапов мне помогала мама.

 рас€щими пигментами у мен€ были следующие ингредиенты, натертые на терке, тщательно перемолотые в кофемолке, отжатые через марлю:

1. јктивированный уголь – черный пигмент.

2. ћел – белый.

3. ѕриправа паприка – красный.

4.  арри – охра.

5. „ерника – фиолетовый.

6.  офе – коричневый.

7. —вежевыжатый свекольный сок – бордовый.

8. —вежесваренный раствор ромашки – зеленый.

9. ћорковь – оранжевый.

10.ћандарин – желтый.

Ёксперимент є 1

—мешав крас€щие пигменты с небольшим количеством воды, € получил несколько различных красок, которыми можно было рисовать.

ѕриготовленные краски € решил сначала «испытать» на бумаге и  был удивлен тому, что некоторые краски изменили свой цвет после нанесени€ их на бумагу, что мен€ очень заинтересовало. ћне удалось найти ответ на мой впрос. ќказываетс€  причиной этого €влени€ €вл€етс€  индикаторное свойство некоторых веществ.

ƒалее в своей работе € использовал полученные краски дл€ создани€ рисунка, что оказалось сложнее, чем рисовать химическими красками, но мне удалось сделать маленький пейзаж.

ƒальнейша€ мо€ работа заключалась в том, чтобы полученными красками окрасить ткань.  –езультаты моей работы так же были удивительными. ѕосмотрите, цвет некоторых « рубашек»  значительно отличалс€ от цветных бумажных полосок.

Ёксперимент є 2

¬ ходе рисовани€ у мен€ по€вилс€ вопрос: „то произойдет с красками и как измен€тс€ их свойства, если основой будет служить молоко?

¬ каждый пигмент € добавил молоко в соотношении 3:1. ћолоко успешно соединилось со всеми пигментами. я отметил, что в некоторых пигментах молоко сначала собиралось в шарики и становилось однородным только после тщательного вымешивани€.

ѕри окрашивании бумаги «молочными красками» € заметил, что они лучше ложатс€ на бумагу, почти не растекаютс€, цвет получаетс€ более плотный. ” некоторых красок по€вились блеск и гладкость.

ќпыт с молоком еще больше заинтересовал мен€. я решил провести еще один эксперимент.

Ёксперимент є 3

¬ полученные «водные» краски в качестве св€зующего вещества € стал добавл€ть измельченный мел. ѕри смешивании мел прекрасно соедин€лс€ с красител€ми.  раски стали бледнее, но гуще.

ѕейзаж, выполненный красками с добавлением мела, был бледнее. ѕосле высыхани€ красок мел осыпалс€.

ќкрашивание ткани меловыми красками возможно, но краска плохо впитываетс€ в ткань, а на поверхности ткани остаютс€ крупинки мела. ќднако, мел сыграл и положительную роль – очень светлые оттенки красок стали более заметными.

 

¬џ¬ќƒџ

“еперь € знаю, из чего состо€т краски. Ќекоторые из них можно сделать в домашних услови€х.

ћои гипотезы, поставленные в начале исследовани€, доказаны на примере органических красок растительного происхождени€, т.к. в домашних услови€х действительно можно приготовить экологически чистые краски, но по своей консистенции и свойствам они будут отличатьс€ от магазинных.

  1. »стори€ красок началась вместе с по€влением человека.  раски дл€ рисовани€ состо€т из пигмента и св€зующего вещества. »значально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит. ¬ качестве св€зующего вещества использовали €йца, масло, воду, воск.
  2.  —ейчас краски изготавливают в лаборатори€х и на заводах из химических элементов.
  3. ¬ ходе экспериментов в домашних услови€х мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, использу€ множество веществ растительного происхождени€. ѕодобные краски можно использовать дл€ окрашивани€ тканей, создани€ рисунков, а краски годные дл€ употреблени€ в пищу можно использовать  и в кулинарии. ќни достаточно стойкие, но их цветова€ гамма очень мала. ќни не очень €ркие, их невозможно смешивать дл€ получени€ нужных оттенков, как искусственные краски.  ѕри использовании растительных красок требуетс€ знать особенности некоторых из них св€занных с изменением цвета. “ем ни менее это экологически чистые и безопасные, природные краски, которые при желании может получить, и смело использовать даже ребенок.   тому же это очень увлекательно и познавательно. Ќапример: краски, измен€ющие цвет, можно примен€ть дл€ «волшебных» раскрасок или в познавательных книгах дл€ детей.

я думаю, что есть перспективы дл€ моей дальнейшей работы по изучению красителей их особенностей и способов получени€.

‘айлы (всего: 2)
‘айлы (всего: 2)
файл
docx
1.03 MB
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 1_ ”яЌ÷≈¬.docx
файл
pptx
1.19 MB
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 2_ раски  ”яЌ÷≈¬.pptx

 омментарии: