Регистрация
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться
Лев Николаевич Толстой
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
Сейчас на сайте: 41

Версия для слабовидящих
Мой университет
Мой университет КУРСЫ

КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Исследовательская работа ученика 4 класса МБОУ "СОШ с.Дачное" Корсаковского городского округа Сахалинской области КУЯНЦЕВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВЫВОДЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ сделать разноцветной нашу действительность. Я очень люблю рисовать, но всегда всего рисую готовыми красками, акварельными, гуашевыми, акриловыми и даже масляными. Однако,  уверен, что мы мало знаем о способах приготовления красок. Я планирую провести исследование, получить некоторые краски растительного происхождения и найти им применение им в повседневной жизни.

Выдвигаю гипотезу: краски можно приготовить самостоятельно, «не выходя из дома».

Целью моей работы  - изучение красок, используемых в повседневной жизни (с древних времен и до наших дней), получение красок в домашних условиях.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. По литературным источникам выяснить роль красок в жизни человека и способы их получения.

2. Получить некоторые органические краски растительного происхождения.

3. Применить полученные краски для окрашивания тканей.

4. Полученными красками сделать пробные рисунки.

Я планирую провести следующие эксперименты в домашних условиях:

1. Приготовить отвары трав, имеющихся в домашней аптечке,  а так же получить соки некоторых овощей и ягод.

2. Попробовать окрасить образцы тканей.

3. Использовать приготовленные краски для рисования картин.

Исследование данной работы лежит в области естествознания, неживой природы, и посвящено изучению удивительных свойств пигментов.

 Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.

Новизна исследования заключается в том, что изучение состава красок осуществляется путем эксперимента.

Объектом исследования являются краски, полученные из различного растительного материала.

В своей работе я использовал следующие методы: работа с научно - познавательной литературой, интернет - источниками, проведение анкетирования среди учащихся своего класса, анализ, сравнение, наблюдение.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам.

Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации.

Натуральные красные и желтые земли, древесный уголь и мел, - были теми

простыми веществами, с помощью которых первобытный мастер создавал свое искусство. Процесс изготовления краски, по – сути, не изменился поныне.

Порошкообразные пигменты, по-видимому, смешивали с водой, костным мозгом, животными жирами, яичным белком или с растительными сахарами и получали краски.

Растительные краски были одними из первых, которые начал применять

человек, украшая себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были ярко окрашенные соки лепестков, листьев, плодов, затем люди научились специально приготовлять красители из растений. Так, при раскопках египетских пирамид найдены ткани, окрашенные индиго - краской синего цвета, которую получали из листьев индигоносных растений. Индиго широко применяли в Китае, Индии, Персии.

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

В России привозными красками пользовались редко. Крестьяне приготовляли их из растений, которые росли рядом: на огороде, в саду, в лесу.

Синюю краску, например, добывали из корня горца красильного, а желтую – из корней щавеля конского. Вишневый цвет давал лишайник стенная  золотянка, а с помощью сухих ягод ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Со временем краскоделы научились из одного и того же растения приготовлять краски различных цветов, например, из зверобоя красную, желтую и оранжевую, а из манжетки - желтую, зеленую и черную. Особенно широкую цветную палитру давала марена красильная. Знаменитые неувядаемой яркостью и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной краской, которую получали из корней марены.

В России историю красок изучают по иконам.

Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.

Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии.

Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок - казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённый лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом, становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки.

У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную...Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк.

Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно - зелёная) является смертельно - опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. Есть даже версия, что Наполеон умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев - изумрудно - зелёной краской были выкрашены стены в его доме на острове Святой Елены. В древности, украшенная красками ткань являлась признаком богатства и такую роскошь могли обеспечить себе очень обеспеченные люди. Теперь, краски стали частью повседневной жизни. Их проще достать и делать наш мир более ярким.

В наше время растительные краски уступили место синтетическим, только в пищевой промышленности и отчасти в ковровом ткачестве они по-прежнему широко используются.

Почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических

элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика - краска, замешанная на воске.

Проанализировав статьи в научно-популярной литературе и интернет-

ресурсы, я нашел множество различных способов приготовления красок.

Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит.

Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы  специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве

связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд.

Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Все эти знания я получил из следующих источников:

1. Биология. Детская энциклопедия «Аванта», 1997 г.

2. Все обо всем – популярная энциклопедия для детей – М., 1995 г

3. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.

4. Кукушкин Ю.Н. « Химия вокруг нас» Дрофа, 2003 год

5. www.planeta. tspu.ru>files>file

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я понял, что смогу сделать некоторые краски сам.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Своим одноклассникам, ученикам 4 класса, и взрослым  я задал такой вопрос: Как вы думаете, из чего в домашних условиях можно получить краски? Опрошено было всего 30 человек, 15 детей  и 15 взрослых. Результаты получились такие:

Ответ                               Количество

Лук                                     23 чел.

Свекла                                19 чел.

Чай                                      6 чел.

Морковь                             10 чел.

Ягоды разные                    19 чел.

Кофе                                   4 чел.

Чай                                      2 чел.

Травы разные                     25 чел.

Пищевой краситель           3 чел.

Краска для   волос              3 чел.

Цветы                                  13 чел.

Соки в коробках                  1 чел.

Сажа                                    5 чел.

Марганец                            10 чел.

Зеленка                                1 чел.

Синька                                 3 чел.

Йод                                      2 чел.

Пряжа                                  9 чел.

Затрудняюсь с ответом      8 чел.

2) Проанализировав ответы, я сделал вывод, что краски в домашних условиях можно получить следующим образом:

А)  Использовав сок овощей, ягод, фруктов.

Б)  Можно приготовить отвар или настойку из растений или его  частей.

В)  Возможно использование муки, крахмала, мыла, талька, соли,

растительного масла в качестве связующего вещества, но этот процесс

требует особой внимательности, точности и стараний.

Осталось проверить мои предположения на практике.

3) Для проведения эксперимента мне необходимы были красящие пигменты и связующее вещество. Я воспользовался рекомендациями, которые были даны на сайте «7я.ru». При подготовке всех этапов мне помогала мама.

Красящими пигментами у меня были следующие ингредиенты, натертые на терке, тщательно перемолотые в кофемолке, отжатые через марлю:

1. Активированный уголь – черный пигмент.

2. Мел – белый.

3. Приправа паприка – красный.

4. Карри – охра.

5. Черника – фиолетовый.

6. Кофе – коричневый.

7. Свежевыжатый свекольный сок – бордовый.

8. Свежесваренный раствор ромашки – зеленый.

9. Морковь – оранжевый.

10.Мандарин – желтый.

Эксперимент № 1

Смешав красящие пигменты с небольшим количеством воды, я получил несколько различных красок, которыми можно было рисовать.

Приготовленные краски я решил сначала «испытать» на бумаге и  был удивлен тому, что некоторые краски изменили свой цвет после нанесения их на бумагу, что меня очень заинтересовало. Мне удалось найти ответ на мой впрос. Оказывается  причиной этого явления является  индикаторное свойство некоторых веществ.

Далее в своей работе я использовал полученные краски для создания рисунка, что оказалось сложнее, чем рисовать химическими красками, но мне удалось сделать маленький пейзаж.

Дальнейшая моя работа заключалась в том, чтобы полученными красками окрасить ткань.  Результаты моей работы так же были удивительными. Посмотрите, цвет некоторых « рубашек»  значительно отличался от цветных бумажных полосок.

Эксперимент № 2

В ходе рисования у меня появился вопрос: Что произойдет с красками и как изменятся их свойства, если основой будет служить молоко?

В каждый пигмент я добавил молоко в соотношении 3:1. Молоко успешно соединилось со всеми пигментами. Я отметил, что в некоторых пигментах молоко сначала собиралось в шарики и становилось однородным только после тщательного вымешивания.

При окрашивании бумаги «молочными красками» я заметил, что они лучше ложатся на бумагу, почти не растекаются, цвет получается более плотный. У некоторых красок появились блеск и гладкость.

Опыт с молоком еще больше заинтересовал меня. Я решил провести еще один эксперимент.

Эксперимент № 3

В полученные «водные» краски в качестве связующего вещества я стал добавлять измельченный мел. При смешивании мел прекрасно соединялся с красителями. Краски стали бледнее, но гуще.

Пейзаж, выполненный красками с добавлением мела, был бледнее. После высыхания красок мел осыпался.

Окрашивание ткани меловыми красками возможно, но краска плохо впитывается в ткань, а на поверхности ткани остаются крупинки мела. Однако, мел сыграл и положительную роль – очень светлые оттенки красок стали более заметными.

 

ВЫВОДЫ

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Некоторые из них можно сделать в домашних условиях.

Мои гипотезы, поставленные в начале исследования, доказаны на примере органических красок растительного происхождения, т.к. в домашних условиях действительно можно приготовить экологически чистые краски, но по своей консистенции и свойствам они будут отличаться от магазинных.

  1. История красок началась вместе с появлением человека. Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества. Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит. В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
  2.  Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
  3. В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, используя множество веществ растительного происхождения. Подобные краски можно использовать для окрашивания тканей, создания рисунков, а краски годные для употребления в пищу можно использовать  и в кулинарии. Они достаточно стойкие, но их цветовая гамма очень мала. Они не очень яркие, их невозможно смешивать для получения нужных оттенков, как искусственные краски.  При использовании растительных красок требуется знать особенности некоторых из них связанных с изменением цвета. Тем ни менее это экологически чистые и безопасные, природные краски, которые при желании может получить, и смело использовать даже ребенок. К тому же это очень увлекательно и познавательно. Например: краски, изменяющие цвет, можно применять для «волшебных» раскрасок или в познавательных книгах для детей.

Я думаю, что есть перспективы для моей дальнейшей работы по изучению красителей их особенностей и способов получения.

Файлы (всего: 2)
Файлы (всего: 2)
файл
docx
1.03 MB
ПРИЛОЖЕНИЕ 1_КУЯНЦЕВ.docx
файл
pptx
1.19 MB
ПРИЛОЖЕНИЕ 2_Краски КУЯНЦЕВ.pptx

Комментарии: