ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»
Выполнила:
Смольянова Алена Станиславовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Дачное»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области,
e-mail: Smolyanova_Alena@mail.ru
Южно-Сахалинск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
- ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Пьер де Кубертен, инициатор проведения Олимпийских игр, говорил: « В современном мире, имеющим огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии». Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию».
Модель олимпийского образования в школе предполагает формирование у учащихся определенной системы знаний, системы мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, умений и навыков.
Олимпийское образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний современного олимпизма, его принципов и ценностей, роли в современном обществе. Эти принципы и ценности формируют соответствующую внутреннюю потребность и убежденность человека руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.
Олимпийское образование в школе включает: социализацию личности и её связь с олимпийскими идеалами; гуманизацию образования и его связь с олимпийским движением; воспитательную функцию олимпийского образования; особенности олимпийского образования в России. Важная роль в социализации личности, в том числе и олимпийском образовании личности, принадлежит спорту, олимпийским идеалам. Основными направлениями реализации олимпийского образования в школе учебно-воспитательная и спортивно-массовая работа.
Целью работы является построение теоретической модели олимпийского образования через формирование у учащихся систематизированных знаний современного олимпизма, внутренней потребности и убежденности руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.
Задачи:
- активизация деятельности школы по внедрению олимпийского образования;
- создание системности в организации физкультурно-спортивного воспитания;
- повышение двигательной активности и укрепление здоровья школьников;
- воспитание чувства коллективизма, создание атмосферы дружбы и доверия, чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Результатом работы по программе «Олимпийское образование в школе» можно считать сформированность у учащихся определенной системы знаний, мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, положительной системы умений и навыков.
Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате работы по программе, определяется с помощью анкетирования, мониторингов сдачи нормативов, мониторинга включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.
Практическая значимость работы по программе «Олимпийское образование в школе» определяется приобщением школьников к здоровому образу жизни, к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Мероприятия программы опираются на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Кадровый потенциал программы – администрация школы, учителя начальных классов, учителя-предметники.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Работа по программе «Олимпийское образование в школе» в МБОУ «СОШ с. Дачное» проходила следующим образом:
- Создана методическая база для создания модели олимпийского образования, которая содержит следующие источники:
№№ | Название ресурса | Готовый или разработан |
1 | Для самообразования
Для школы Олимпийские и Паралимпийские уроки (начальная, основная и средняя школа):
| Разработано Российским международным олимпийским университетом |
2 | Проект учебно-методического комплекса «Русский язык» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
3 | Проект учебно-методического комплекса «Литература» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах (на основе материалов, посвящённых истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности). | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
4 | Проект учебно-методического комплекса «Английский язык» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
5 | Проект учебно-методического комплекса «География» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
6 | Проект учебно-методического комплекса «Музыка» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
7 | Проект учебно-методического комплекса «Изобразительное искусство» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
8 | Проект учебно-методического комплекса «Физическая культура» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
9 | Проект учебно-методического комплекса «Обществознание» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
10 | Проект учебно-методического комплекса «Математика» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
11 | Материалы для начальной школы:
3.Урок 3. "Олимпийские игры в древности"4.Урок 4. "Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее"
|
Готовые с доработкой. Разработано Российским международным олимпийским университетом |
12 | Материалы для 5-8 классов:
|
Готовые с доработкой.
Собственная разработка.
Разработано Российским международным олимпийским университетом |
13 | Материалы для 9-11 классов:
2. Урок 2. «История Олимпийских игр: возникновение – возрождение» 3. Методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийского урока «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения» 4. Олимпийский урок «Подготовка и проведение Игр «Cочи - 2014». Методические рекомендации для классных руководителей. 5. Рабочие материалы для учителя 6. Демонстрационный материал к уроку 1. 7. Демонстрационный материал к уроку 2. |
Готовые с доработкой.
Разработано Российским международным олимпийским университетом
|
- Составлен план мероприятий в рамках подпрограммы «Олимпийское образование в школе» (раздел программы «Здоровье») по работе над моделью олимпийского образования:
- Внедрение модулей олимпийской тематики в содержание учебных предметов, разработанных и рекомендованных Российским международным олимпийским университетом;
- Разработка собственных и использование готовых методических рекомендаций по включению мероприятий олимпийской и параолимпийской тематики в воспитательный процесс (Приложение 1);
- Обеспечение рекомендациями по проведению мероприятий по тематике олимпийского и параолимпийского движения обучающихся и классных руководителей в ОУ.
- Организация спортивно-массовой работы в школе в урочное и внеурочное время.
- Обеспечение участия учащихся в мероприятиях спортивной тематики школьного, муниципального, областного, всероссийского и международного уровней.
- Определены сроки реализации подпрограммы: - 1 год (сентябрь – май 2013-2014 учебный год.)
- Намечены этапы работы над программой:
- 1 этап – сентябрь 2013г. Изучение проблемы, утверждение плана мероприятий.
- 2 этап - октябрь - май 2013 – 2014 г. Реализация проекта, анкетирование.
- 3 этап - май 2014 г. Публикация отчетных материалов на сайте школы.
- Определены предполагаемые результаты работы по программе «Олимпийское образование в школе» - сформированность у учащихся определенной системы знаний, мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, положительной системы умений и навыков.
- Собран диагностический инструментарий - анкетирование, мониторинги сдачи нормативов, мониторинг включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.
- Определена практическая значимость работы по программе «Олимпийское образование в школе»: приобщение школьников к здоровому образу жизни, к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Воспитание лучших нравственных качеств спортсменов: честности, воли к победе, взаимовыручки.
- Определен кадровый потенциал программы – администрация школы, учителя начальных классов, учителя-предметники.
ГЛАВА II
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Для реализации олимпийского образования в школе использованы разнообразные формы: классные часы, беседы, просмотр презентаций и фильмов по олимпийской тематике, викторины. Оно реализуется в процессе преподавания и междисциплинарных связей таких школьных предметов, как музыка, изобразительное искусство, математика, география, литература, история, обществознание и др. В изложение практически всех учебных предметов включены разделы и вопросы, касающиеся здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпийского движения.
Учителя дополняют материал урока конкретными историческими фактами, датами, событиями из истории развития античных и современных Олимпийских игр. Рассказывают об олимпийских чемпионах, деятелях науки, искусства, философах, внесших вклад в развитие античного и современного олимпийского движения; о системах физического воспитания Древней Греции (Спарта, Афины) и современности; об олимпийских видах спорта в динамике их развития; о памятниках архитектуры, произведениях искусства, имеющих отношение к истории развития Олимпийских игр; о произведениях современности; о культурных программах различных античных и современных Олимпийских игр; о достижениях науки и техники, использующихся на Олимпийских играх; о роли современного олимпийского движения в борьбе за мир; о своде законов и правил современного олимпийского движения - Олимпийской Хартии. Формирование у школьников здорового образа жизни, приобщение их к активным занятиям физкультурой и спортом с целью физического совершенствования, укрепления физического, психического и духовного здоровья осуществляется на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
В школе организована спортивно-массовая работа на уроках и во внеурочное время, которая осуществляется в следующих направлениях:
Военно-спортивное. Программа включает четыре направления: основы военных знаний, физическая подготовка, туристская подготовка, соревнования, походы.
- Теннис. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
- Спортивный туризм. Программа включает изучение организации и проведения туристских походов и путешествий, обеспечение безопасности в походе, снаряжение туриста, туристские возможности Сахалинской области.
В школе стало традицией проведение праздников здоровья, развлечений, участие в ежегодной Спартакиаде сельских школ.
В рамках реализации программы учащиеся познакомились с олимпийскими играми древности, с героями древней Эллады - Зевсом, Артемидой, Гераклом на уроках истории. С «Современными Олимпийскими играми» учащихся знакомились на уроках физической культуры, получили знания об открытии Олимпийских игр, флаге с пятью кольцами, узнали значение каждого кольца. Учащиеся получили представления об олимпийских наградах, олимпийском огне, его истории. В процессе работы узнали, что такое «Факельная эстафета», познакомились с «Клятвой спортсменов и судей».
На уроках музыки учащиеся пели песни о спорте.
Учащиеся школы с 1 по 11 класс под руководством учителя физической культуры Колесниченко О.А. приняли участие во Всероссийской олимпиаде по физической культуре «Олимпийские игры. От древности до наших дней», в Международной викторине по физической культуре «Гордость России» (результат ожидается в конце мая), в малой Олимпиаде муниципального уровня «Салют, Олимпиада!», где заняли III место.
Учитель физической культуры Колесниченко О.А. выступила в муниципальном конкурсе «Учитель года - 2014», где получила высокую оценку своих профессиональных качеств и приз альтернативного жюри.
В апреле 2014 года Ольга Алексеевна стала победителем XI областного конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» среди специалистов физической культуры образовательных учреждений общего образования Сахалинской области.
Учащиеся 2 класса вместе с классным руководителем Смольяновой А.С. и родителями второй год участвуют в проекте «Как стать олимпийцем» (цель проекта - формирование модели здорового образа жизни).
Под руководством библиотекаря школы Рачковой Л.В. учащиеся 2 класса приняли участие в областном конкурсе, посвященном Дню православной книги, представив самостоятельно изданную и проиллюстрированную книжку «Мой олимпийский словарик».
Под руководством педагога – организатора ОБЖ Мочалова Н.Д. учащиеся старших классов выступили в районном военно-патриотическом конкурсе «Сыны Отечества». В мае планируется принять участие в районной военно-спортивной игре «Победа» среди юношей 6-8 классов.
Учителями школы активно использовались материалы, разработанные Российским международным олимпийским университетом. Данные материалы по интегрированию содержания олимпийского образования в школьную программу представлены пакетами учебно-методических разработок, которые позволяют говорить об олимпизме на уроках ИЗО, музыки, литературы, географии, истории и др. по различным темам.
Итогом работы программы «Олимпийское образование в школе» является формирование у учащихся единства эмоционального и интеллектуального восприятия, развитие мышления, силы и выносливости, воображения и фантазии, активной гражданской позиции в соответствии с принципами и ценностями олимпизма.
Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате работы по программе, определяется с помощью анкетирования, мониторингов сдачи нормативов, мониторинга включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.
Мониторинг включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы
№ | Название мероприятия | Кол-во уч-ков |
1 | Участие в ежегодной Спартакиаде сельских школ | 20% |
2 | Олимпийские уроки | 100% |
3 | Участие во Всероссийской олимпиаде по физической культуре «Олимпийские игры. От древности до наших дней» | 18% |
4 | Участие в Международной викторине по физической культуре «Гордость России» | 14% |
5 | Участие в малой Олимпиаде муниципального уровня «Салют, Олимпиада!» | 7% |
6 | Защита опыта по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» (в рамках муниципального конкурса «Учитель года - 2014») | Педагог Колесни-ченко О.А. |
7 | Участие и победа в XI областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» среди специалистов физической культуры образовательных учреждений общего образования Сахалинской области | Педагог Колесни-ченко О.А. |
8 | Участие в проекте «Как стать олимпийцем» (цель проекта - формирование модели здорового образа жизни). | 14% |
9 | Участие в областном конкурсе, посвященном Дню православной книги, представив самостоятельно изданную и проиллюстрированную книжку «Мой олимпийский словарик» | 14% |
10 | Выступление в районном военно-патриотическом конкурсе «Сыны Отечества» | 10% |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анкетирование, проведенное в конце учебного года и динамика результатов физической подготовленности учащихся и включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы наглядны, они позволяют сделать вывод, что теоретическая модель олимпийского образования в школе была построена. С ее помощью у учащихся были сформированы систематизированные знания о современном олимпизме, а так же сформирована внутренняя потребность и убежденность руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.
Таким образом, модель олимпийского образования, сформированная и опробованная в школе, является сформированной и эффективной.
ИСТОЧНИКИ
- Антипова М. Определяющие составляющие продвинутых проектов развития олимпийского образования детей школьного возраста // Олимпийское образование России. - М.: Советский спорт, 2001, с. 9-12.
- Попова Т. Олимпийское образование как один из путей интеллектуального развития и нравственного воспитания школьников // Олимпийское образование в России (1998-2001). - М.: Советский спорт, 2001, с. 224-226.
Олимпийские уроки для школ:
Урок № 1: Методическое пособие, 1-4 классы,5-8 классы, 9-11 классы, демонстрационный материал (Приложение)
Урок № 2: Подготовка и проведение игр "Сочи 2014", Демонстрационный материал,Приложение
Урок № 3: Наследие игр "Сочи 2014",Демонстрационный материал, Приложение
Урок № 4: Волонтеры "Сочи 2014",Демонстрационный материал, Приложение
Методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийских уроков(Олимпийские уроки № 1, № 2, № 3, № 3)
Демонстрационные материалы к уроку № 1(1-4кл, 5-8кл, 9-11кл);
демонстрационный материал к уроку № 2;
методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийского урока № 1, № 2.(вопросы к уроку № 2)
Методические рекомендации по проведению олимпийского урока в образовательных учреждениях
Олимпийские уроки для начальной школы (урок № 1-2, урок № 3, урок № 4)
Олимпийские уроки для 5-8 классов (урок № 1, урок № 2, материалы для учителя)
Олимпийские уроки для 9-11 классов (урок № 1, урок № 2, материалы для учителя)
Программы по Олимпийскому образованию; Программа летнего лагеря Фэйрплей - честная игра.
Комментарии: