Регистрация
Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой
Эзоп
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://smolyanova-sakh.ru/
Сейчас на сайте: 10

Версия для слабовидящих

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА

«РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»

 

Выполнила:

Смольянова Алена Станиславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с.Дачное»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области,

e-mail: Smolyanova_Alena@mail.ru

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 

  1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ                                                                                                                  
  2. ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ                                                                                                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                        

ИСТОЧНИКИ                                                                                                            

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                        

ВВЕДЕНИЕ

Олимпийское образование  занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Пьер де Кубертен, инициатор проведения Олимпийских игр, говорил: « В современном мире, имеющим огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии». Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей   интереса к физическому совершенствованию».

Модель олимпийского образования в школе предполагает  формирование у учащихся определенной системы знаний, системы мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, умений и навыков.

Олимпийское образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний современного олимпизма, его принципов и ценностей, роли в современном обществе. Эти принципы и ценности  формируют соответствующую внутреннюю потребность и убежденность человека руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.

Олимпийское образование в школе включает: социализацию личности и её связь с олимпийскими идеалами; гуманизацию образования и его связь с олимпийским движением; воспитательную функцию олимпийского образования; особенности олимпийского образования в России. Важная роль в социализации личности, в том числе и олимпийском образовании личности, принадлежит спорту, олимпийским идеалам. Основными направлениями реализации олимпийского образования в школе  учебно-воспитательная и спортивно-массовая работа.

Целью работы является построение теоретической модели олимпийского образования через формирование у учащихся систематизированных знаний современного олимпизма, внутренней потребности и убежденности руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.

Задачи:

- активизация деятельности школы по внедрению олимпийского образования;

- создание системности в организации физкультурно-спортивного воспитания;

- повышение двигательной активности и укрепление здоровья школьников;

- воспитание чувства коллективизма, создание  атмосферы дружбы и доверия, чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Результатом работы по программе «Олимпийское образование в школе»  можно считать сформированность у учащихся определенной системы знаний, мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, положительной системы умений и навыков.

Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате работы по программе, определяется с помощью анкетирования, мониторингов сдачи нормативов, мониторинга включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.

 Практическая значимость работы по программе «Олимпийское образование в школе» определяется приобщением  школьников к здоровому образу жизни, к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Мероприятия программы опираются на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Кадровый потенциал программы – администрация школы, учителя начальных классов, учителя-предметники.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Работа по программе «Олимпийское образование в школе» в МБОУ «СОШ с. Дачное»  проходила следующим образом:

  1. Создана методическая база для создания модели олимпийского образования, которая содержит следующие источники:

№№

Название ресурса

Готовый или разработан

1

Для самообразования

  • Олимпийское образование Сочи 2014 Обзор Сентябрь 2011 г. (PDF, 2,53 Мб)
  • Базовое содержание Программы Паралимпийского образования (ZIP, 307 Мб)
  • Олимпийская прививка (ZIP, 719 Мб)

 

                             Для школы

Олимпийские и Паралимпийские уроки (начальная, основная и средняя школа):

  • Урок № 1: Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения (ZIP, 14,8 Мб)
  • Видео-версия Олимпийского урока №1 (MP4, 135 Мб)
  • Урок № 2: Подготовка и проведение Игр «Сочи 2014» (ZIP, 9,9 Мб)
  • Видео-версия Олимпийского урока №2. Часть 1 (MP4, 124 Мб)
  • Видео-версия Олимпийского урока №2. Часть 2 (MP4, 103 Мб)
  • Урок №2. Часть вторая: интересные факты о зимних олимпийских видах спорта (ZIP, 24 Мб)
  • Урок № 3: Наследие Игр «Сочи 2014» (ZIP, 11,4 Мб)
  • Урок № 4: Волонтеры «Сочи 2014» (ZIP, 12,3 Мб)
  • Паралимпийский урок (5-9кл) (ZIP, 10,5 Мб)
  • Видео-версия Паралимпийского урока (MP4, 108 Мб)
  • Видео-версия Олимпийского урока №3 «Наследие игр «Сочи 2014» (ZIP, 240 Мб)
  • СПОРТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА «за кулисами игр» (PDF, 153,7 Мб)

Разработано Российским международным олимпийским университетом

2

Проект учебно-методического комплекса «Русский язык» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах

Разработано Российским международным олимпийским университетом

3

Проект учебно-методического комплекса «Литература» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах   (на основе материалов, посвящённых истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности).

Разработано Российским международным олимпийским университетом

4

Проект учебно-методического комплекса «Английский язык» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах

Разработано Российским международным олимпийским университетом

5

Проект учебно-методического комплекса «География» для основной школы по введению содержания олимпийского

образования в 5 - 9 классах

Разработано Российским международным олимпийским университетом

6

Проект учебно-методического комплекса «Музыка» для основной школы по введению содержания олимпийского

образования в 5 - 9 классах

Разработано Российским международным олимпийским университетом

7

Проект учебно-методического комплекса «Изобразительное искусство» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах

Разработано Российским международным олимпийским университетом

8

Проект учебно-методического комплекса «Физическая культура» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах

Разработано Российским международным олимпийским университетом

9

Проект учебно-методического комплекса «Обществознание» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах

Разработано Российским международным олимпийским университетом

10

Проект учебно-методического комплекса «Математика» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах

Разработано Российским международным олимпийским университетом

11

Материалы для начальной школы:

  1. Урок 1 Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения
  2. Урок 2.« Олимпийские игры Древней Греции"

      3.Урок 3. "Олимпийские игры в древности"

      4.Урок 4. "Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее"

  1. Демонстрационные материалы

 

Готовые с доработкой.

Разработано Российским международным олимпийским университетом

12

Материалы для 5-8 классов:

  1. Урок 1«Олимпийские ценности»
  2. Урок 2 «Олимпийские игры Древней Греции»
  3. Классный час «Смелость, Равенство, Решимость,  Вдохновение - ценности Паралимпийского движения».
  4. Рабочие материалы для учителя
  5. Демонстрационные материалы

 

Готовые с доработкой.

 

Собственная разработка.

 

Разработано Российским международным олимпийским университетом

13

Материалы для 9-11 классов:

  1. Урок 1. Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения

2. Урок 2.  «История Олимпийских игр: возникновение – возрождение»

3. Методические рекомендации для классных руководителей

по проведению олимпийского урока «Ценности  Олимпийского и Паралимпийского движения»

4.  Олимпийский урок «Подготовка и проведение Игр «Cочи - 2014». Методические рекомендации для классных руководителей.

5.      Рабочие материалы для учителя

6.      Демонстрационный материал к уроку 1.

7.      Демонстрационный материал к уроку 2.

 

Готовые с доработкой.

 

 

Разработано Российским международным олимпийским университетом

 

 

 

 

  1. Составлен  план мероприятий в рамках подпрограммы «Олимпийское образование в школе» (раздел программы «Здоровье») по работе над моделью олимпийского образования:  
    • Внедрение модулей олимпийской тематики в содержание учебных предметов, разработанных и рекомендованных Российским международным олимпийским университетом;
    • Разработка собственных и использование готовых методических рекомендаций по включению мероприятий олимпийской и параолимпийской тематики в воспитательный процесс (Приложение 1);
    • Обеспечение рекомендациями по проведению мероприятий по тематике олимпийского и параолимпийского движения обучающихся и  классных руководителей в ОУ.
    • Организация спортивно-массовой работы в школе в урочное и внеурочное время.
    • Обеспечение участия учащихся в мероприятиях спортивной тематики школьного, муниципального, областного, всероссийского и международного уровней.
  2. Определены сроки реализации подпрограммы: -  1 год (сентябрь – май 2013-2014 учебный год.)
  3. Намечены этапы работы над программой:
  4. 1 этап – сентябрь 2013г.  Изучение проблемы, утверждение плана мероприятий.
  5. 2 этап -  октябрь - май 2013 – 2014 г. Реализация проекта, анкетирование.
  6. 3 этап -  май 2014 г. Публикация отчетных материалов на сайте школы.
  1. Определены предполагаемые результаты работы по программе «Олимпийское образование в школе» - сформированность у учащихся определенной системы знаний, мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, положительной системы умений и навыков.
    1. Собран диагностический инструментарий - анкетирование, мониторинги сдачи нормативов, мониторинг  включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.
    2.  Определена практическая значимость работы по программе «Олимпийское образование в школе»:  приобщение  школьников к здоровому образу жизни, к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Воспитание лучших нравственных качеств спортсменов: честности, воли к победе, взаимовыручки.
    3. Определен кадровый потенциал программы – администрация школы, учителя начальных классов, учителя-предметники.

ГЛАВА II

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Для реализации олимпийского образования в школе использованы разнообразные формы: классные часы, беседы, просмотр презентаций и фильмов по олимпийской тематике, викторины. Оно реализуется в процессе преподавания и междисциплинарных связей таких школьных предметов, как  музыка, изобразительное искусство, математика, география, литература, история, обществознание и др. В изложение практически всех учебных предметов включены разделы и  вопросы, касающиеся здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпийского движения.

Учителя дополняют материал урока конкретными историческими фактами, датами, событиями из истории развития античных и современных Олимпийских игр. Рассказывают об олимпийских чемпионах, деятелях науки, искусства, философах, внесших вклад в развитие античного и современного олимпийского движения; о системах физического воспитания Древней Греции (Спарта, Афины) и современности; об олимпийских видах спорта в динамике их развития; о памятниках архитектуры, произведениях искусства, имеющих отношение к истории развития Олимпийских игр; о произведениях современности;  о культурных программах различных античных и современных Олимпийских игр;  о достижениях науки и техники, использующихся на Олимпийских играх;  о роли современного олимпийского движения в борьбе за мир; о своде законов и правил современного олимпийского движения - Олимпийской Хартии. Формирование у школьников здорового образа жизни, приобщение их к активным занятиям физкультурой и спортом с целью физического совершенствования, укрепления физического, психического и духовного здоровья осуществляется на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

В школе организована спортивно-массовая работа  на уроках и во внеурочное время, которая осуществляется в следующих направлениях:

  1. Военно-спортивное. Программа включает  четыре  направления: основы военных знаний, физическая подготовка, туристская подготовка, соревнования, походы.
  2. Теннис. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
  3. Спортивный туризм. Программа включает изучение организации и проведения туристских походов и путешествий, обеспечение безопасности в походе, снаряжение туриста, туристские возможности Сахалинской области.

В школе стало традицией проведение праздников здоровья, развлечений, участие в ежегодной Спартакиаде сельских школ.

 

В рамках реализации программы учащиеся познакомились с олимпийскими играми древности, с героями древней Эллады - Зевсом, Артемидой, Гераклом на уроках истории. С «Современными Олимпийскими играми» учащихся знакомились на уроках физической культуры, получили знания об открытии Олимпийских игр, флаге с пятью кольцами,  узнали  значение каждого кольца. Учащиеся получили представления об олимпийских наградах, олимпийском огне, его истории. В процессе работы  узнали, что такое  «Факельная эстафета», познакомились с «Клятвой  спортсменов и судей».

На уроках музыки учащиеся пели песни о спорте.

Учащиеся школы с 1 по 11 класс под руководством учителя физической культуры  Колесниченко О.А. приняли участие во Всероссийской олимпиаде по физической культуре «Олимпийские игры. От древности до наших дней», в Международной викторине  по физической культуре «Гордость России» (результат ожидается в конце мая), в малой Олимпиаде муниципального уровня «Салют, Олимпиада!», где заняли III место.

        Учитель физической культуры Колесниченко О.А. выступила в муниципальном конкурсе «Учитель года - 2014», где получила высокую оценку своих  профессиональных качеств и приз альтернативного жюри.

        В апреле 2014 года Ольга Алексеевна стала победителем XI областного конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» среди специалистов физической культуры образовательных учреждений общего образования Сахалинской области.

Учащиеся 2 класса вместе с классным руководителем Смольяновой А.С. и родителями второй год участвуют в проекте «Как стать олимпийцем» (цель проекта -  формирование модели здорового образа жизни).

Под руководством библиотекаря школы Рачковой Л.В. учащиеся 2 класса приняли участие в областном конкурсе, посвященном Дню православной книги, представив самостоятельно изданную и проиллюстрированную книжку «Мой олимпийский словарик».

Под руководством педагога – организатора ОБЖ Мочалова Н.Д. учащиеся старших классов выступили в районном военно-патриотическом конкурсе «Сыны Отечества». В мае планируется принять участие в районной военно-спортивной игре «Победа» среди юношей 6-8 классов.

Учителями школы активно использовались материалы, разработанные Российским международным олимпийским университетом. Данные материалы по интегрированию содержания олимпийского образования в школьную программу представлены пакетами учебно-методических разработок, которые позволяют говорить об олимпизме на уроках ИЗО, музыки, литературы, географии, истории и др.  по различным  темам.

Итогом работы программы «Олимпийское образование в школе» является формирование у учащихся единства эмоционального и интеллектуального восприятия,  развитие мышления, силы и выносливости,  воображения и фантазии, активной гражданской позиции в соответствии с принципами и ценностями олимпизма.

Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате работы по программе, определяется с помощью анкетирования, мониторингов сдачи нормативов, мониторинга включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.

Мониторинг включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы

Название мероприятия

Кол-во уч-ков

1

Участие в ежегодной Спартакиаде сельских школ

20%

2

Олимпийские уроки

100%

3

Участие во Всероссийской олимпиаде по физической культуре «Олимпийские игры. От древности до наших дней»

18%

4

Участие в Международной викторине  по физической культуре «Гордость России»

14%

5

Участие в малой Олимпиаде муниципального уровня «Салют, Олимпиада!»

7%

6

Защита опыта по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»   (в рамках  муниципального конкурса «Учитель года - 2014»)

Педагог Колесни-ченко О.А.

7

Участие и победа в XI областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» среди специалистов физической культуры образовательных учреждений общего образования Сахалинской области

Педагог Колесни-ченко О.А.

8

Участие  в проекте «Как стать олимпийцем» (цель проекта -  формирование модели здорового образа жизни).

14%

9

Участие  в областном конкурсе, посвященном Дню православной книги, представив самостоятельно изданную и проиллюстрированную книжку «Мой олимпийский словарик»

14%

10

Выступление  в районном военно-патриотическом конкурсе «Сыны Отечества»

10%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анкетирование, проведенное в конце учебного года и динамика результатов физической подготовленности учащихся и включенности в  мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы наглядны, они позволяют сделать вывод, что теоретическая модель олимпийского образования в школе была построена. С ее помощью  у учащихся были сформированы систематизированные знания о  современном олимпизме, а так же сформирована внутренняя потребность и убежденность руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.

Таким образом, модель олимпийского образования, сформированная и опробованная  в школе, является сформированной и эффективной.

ИСТОЧНИКИ

  1. Антипова М. Определяющие составляющие продвинутых проектов развития олимпийского образования детей школьного возраста // Олимпийское образование России. - М.: Советский спорт, 2001, с. 9-12.
  2.  Попова Т. Олимпийское образование как один из путей интеллектуального развития и нравственного воспитания школьников // Олимпийское образование в России (1998-2001). - М.: Советский спорт, 2001, с. 224-226.

Олимпийские уроки для школ:

Урок № 1: Методическое пособие1-4 классы,5-8 классы9-11 классыдемонстрационный материал (Приложение)

Урок № 2: Подготовка и проведение игр "Сочи 2014"Демонстрационный материал,Приложение

Урок № 3: Наследие игр "Сочи 2014",Демонстрационный материалПриложение

Урок № 4: Волонтеры "Сочи 2014",Демонстрационный материалПриложение

Методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийских уроков(Олимпийские уроки № 1, № 2, № 3, № 3)

"Сценарий Олимпийского урока для детей 12-15 лет" автор: Афанасьева Наталья Александровна, КГБОУ «Железногорский детский дом», руководитель физического воспитания, победитель Всероссийского конкурса «Учитель «Сочи 2014»

Демонстрационные материалы к уроку № 1(1-4кл, 5-8кл, 9-11кл);

демонстрационный материал к уроку № 2; 

методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийского урока № 1, № 2.(вопросы к уроку № 2)

Паралимпийский справочник

Методические рекомендации по проведению олимпийского урока в образовательных учреждениях

Олимпийские уроки для начальной школы (урок № 1-2, урок № 3урок № 4)

Олимпийские уроки для 5-8 классов (урок № 1, урок № 2, материалы для учителя)

Олимпийские уроки для 9-11 классов (урок № 1урок № 2, материалы для учителя)

Программы по Олимпийскому образованию; Программа летнего лагеря Фэйрплей - честная игра.

 

Комментарии: