Регистрация
Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать
Жан-Жак Руссо
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://smolyanova-sakh.ru/
Сейчас на сайте: 4

Версия для слабовидящих

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 КЛАССА

2019_2020

Составитель программы Смольянова Алена Станиславовна

ВВЕДЕНИЕ

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа рассчитана на 136 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (4 ч в неделю).

Программа состоит из 2 самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Цель создания программы по внеурочной деятельности обеспечение систематической и целенаправленной внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Рабочие программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Это   общеинтеллектуальное и социальное направления.

В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ученика в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Внеурочную деятельность осуществляет классный руководитель, учитель начальных классов Смольянова А.С.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ И РАСПИСАНИЕ

ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

День недели

Время 

Название кружка

Направление деятельности

Педагог

Кол-во уч-ся

Кол-во часов в нед\год

1

Четверг

6 урок (13.25)

Астрономия для детей

Обще-

интеллектуальное

Смольянова А.С.

7

2/68

 

7 урок (14.10)

5

Пятница

7 урок (14.10)

Регион 65

Социальное

Смольянова А.С.

7

2/68

8 урок (15.00

/15.30)

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. 
  2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
  3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  4. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  1. Солнце – это звезда;
  2. Строение Солнца, его размеры, температура;
  3. Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
  4. Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
  5. Что такое спутник;
  6. Луна – спутник Земли;
  7. Как возникают полярные сияния
  8. Что такое астероиды, метеориты, кометы.
  9. Что такое созвездие;
  10. Основные созвездия и их положение на небе
  11. Что такое галактика, Вселенная;
  12. Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.

 

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

 

Что такое астрономия и развитие науки в древности. Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.

Человек и космос. Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос.

Как человек изучает космос сегодня.

Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.

Солнечная система. Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна.

Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.

Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп.

Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура).

Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.

Малые тела Солнечной системы. Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.

«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.

Вселенная. Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь.

Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.

Обсерватории мира. Их наблюдения и принципы работы

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

 

Наименование раздела

Количество часов

1

Астрономия и ее развитие

8

2

Планеты Солнечной системы

10

3

Луна

4

4

Спутники

2

5

Астероиды и метеориты

10

6

Солнце

6

7

Созвездия

2

8

Вселенная

4

9

Телескоп

2

10

Обсерватории мира

8

11

Работа в космосе

10

12

Космодромы планеты

2

 

 

68

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

 

Раздел 1. Астрономия и ее развитие- 8 часов

Часов

 

Тема  занятия

Изучаемые вопросы

 

1

Развитие астрономии в древности

Как появилась астрономия?

Начало космической эры

Какими были первые сведения о Космосе?

Как люди представляли себе небесную сферу?

Астрономия Междуречья

Астрономия в Древнем Египте

Астрономия в Древнем Китае

Астрономия в Древней Греции

Астрономия цивилизаций Америки

Кто определил форму Земли?

2

2

Направления развития астрономии в древности

Одни из первых астрономических приборов

Возникновении нашего мира в мифологии

Какой глобус был у Петра I?

Кто открыл законы движения планет?

Арабская астрономия

Вавилонская астрономия

Астрономия в Древней Индии

Астрономия в эпоху географических открытий

2

3

Способы изучения мира у древних людей

Как мореплаватели в Средние века прокладывали курс корабля?

Наблюдения неандертальцев за звездами

Начало наблюдений за космосом

Первые свидетельства интереса к космосу

Первый астрономический прибор

Представления древних людей о мироздании

Солнечный камень викингов

Связь астрономии и физики

Что находится в центре мира?

2

4

Основные  понятия астрономии в древности

Астрология

Астрономия

Смена дня и ночи

Смена года

Скорость света

Сколько длится тропический год?

Что такое «звёздная величина»?

Что такое эклиптика?

Что такое «солнцеворот»?

Что такое точка равноденствия?

Закон притяжения

2

Раздел 2. Планеты Солнечной системы – 10 часов

5

Образование планет и их спутников

Как образовывались планеты Солнечной системы?

Что такое планеты?

Планеты и спутники

Как движутся планеты?

Какие планеты входят в «земную группу»?

Парад планет

2

6

Интересные факты о планетах

Интересные факты о планетах

Чем планеты отличаются от звёзд?

Земля

Меркурий

Венера

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

2

7

Отличие планет от других небесных тел

Система Плутон-Харон

Церера

Чем планеты отличаются от других небесных тел?

Что общего между Землей и Марсом?

Эрида

Хаумеа

Макемаке

Есть ли ещё планетные системы, подобные Солнечной?

2

8

Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн

Интересные факты о Марсе

Исследования Марса

Особенности Марса

Между Марсом и Юпитером

На Марсе могла быть жизнь

Интересные факты о Меркурии

Особенности Меркурия

Интересные факты о Нептуне

Особенности Нептуна

Интересные факты о Сатурне

2

9

Венера, Юпитер, Уран, Плутон. Карликовые планеты. Малые планеты

Интересные факты о Венере

Особенности Венеры

Почему на Венере так жарко?

Интересные факты о Юпитере

Интересные факты об Уране

Особенности Плутона

Карликовые планеты

Будущее Солнечной системы

Малые планеты

Устройство Солнечной системы

2

Раздел 3. Луна – 4 часа

10

Луна и ее особенности

Луна

Как образовалась Луна?

Карта Луны

Лунное затмение

Строение Луны

Как сила притяжения Луны действует на Землю?

Как меняются фазы Луны?

2

11

Интересные факты о Луне

Интересные факты о Луне

Есть ли атмосфера на Луне?

Особенности Луны

Сколько весит человек на Луне?

Что видно на Луне?

Как увидеть обратную сторону Луны?

Причины приливов и отливов

2

Раздел 4. Спутники – 2 часа

12

Спутники планет

Спутники Марса

Спутник Юпитера - Ганимед

Спутник Юпитера Европа

Спутник Юпитера Ио

Спутник Юпитера Каллисто

Другие спутники Юпитера

Спутник Сатурна Титан

Спутник Сатурна Пандора

Спутники Сатурна Прометей и Атлас

Спутник Сатурна Пан

Спутники Урана

Спутник Тритон

Спутники Юпитера

2

Раздел 5. Астероиды и метеориты – 10 часов

13

Астероиды и метеориты

Астероиды

Астероиды и метеориты

Какова скорость астероида?

Главный пояс астероидов

Опасны ли астероиды?

Метеориты

Метеорные тела

Самые известные метеориты

Метеорный поток

Есть ли метеоритные кратеры на Земле?

2

14

Кометы

Кометы

О кометах

Опасны ли кометы?

Интересные факты о кометах

Самые знаменитые кометы

2

15

Звезды.

Что такое звезды?

Какие бывают звезды?

Самая яркая звезда

Что такое звездопад?

Как гаснут звезды?

Жизненный цикл звезды

Интересное о звездах

Как открыть новую звезду?

Что такое туманности?

2

16

Интересные факты о звездах

Как рождаются и умирают звёзды?

Почему Полярную звезду называют "путеводной"?

Характеристики звезд

Сколько известно звёзд?

Почему звёзды видны только ночью?

Что такое звездопад?

Белые карлики

Как образуются черный дыры?

Как появляются звезды?

2

17

Карлики

Коричневые карлики

Красные гиганты

Красные карлики

Масса и плотность нейтронной звезды

Звездные скопления

2

Раздел 6. Солнце -  6 часов

18

Солнце и его особенности

Что такое Солнце?

О Солнце

Как движется Солнце?

Как появилось Солнце?

Как устроено Солнце?

Свойства Солнца

История солнца

Что такое Солнечная система?

Как образовалось Солнце?

2

19

Характеристики Солнца

Характеристики Солнца

Внутреннее строение Солнца

Фотосфера

Гранулы Солнца

Хромосфера

Протуберанцы

Солнечная корона

Пятна на Солнце

Солнечный ветер

Источник солнечной энергии

Что такое солнечный ветер?

2

20

Солнечная система

Интересные факты о солнечном затмении

Как устроена Солнечная система?

Почему происходят затмения Солнца?

Расстояние от Земли до Солнца

Роль Солнца для Земли

Солнечные часы

Составляющие солнца

Вращение Солнца

Будущее Солнца

Солнечная активность

Солнечная постоянная

Солнечные затмения

Что такое гномон?

2

Раздел 7. Созвездия – 2 часа

21

Интересные факты о созвездиях

Когда появились названия у созвездий?

Что такое созвездие?

Как создавались карты звездного неба?

Какие бывают созвездия?

Самые известные созвездия

Созвездия зодиака

Что такое зодиак?

2

Раздел 8. Вселенная – 4 часа

22

Вселенная и галактики

Что такое Вселенная?

Что такое галактика?

Происхождение Вселенной

Как появилась Вселенная?

Когда появилась Вселенная?

Наиболее известные Галактики

2

23

Устройство Галактики. Туманности

Понятие о галактиках

Сколько всего галактик в Космосе?

Как движутся галактики?

Как устроена наша Галактика?

Галактика Млечный Путь

Галактика Туманность Андромеды

Какие бывают туманности?

Почему светятся туманности?

2

Раздел 9. Телескоп – 2 часа

24

Телескоп

Что такое телескоп?

Изобретение телескопа

Что видно в телескоп?

Принципы работы телескопов

Телескоп «Хаббл»

Телескоп «Галекс»

Телескоп РАТАН-600

Сибирский солнечный радиотелескоп

2

Раздел 10. Обсерватории мира – 8 часов

 

25

Древние обсерватории

Откуда наблюдают за космосом?

Первобытные обсерватории Нового света

Какой древний храмовый комплекс повторяет карту звездного неба?

Кто имел право доступа в перуанскую солнечную обсерваторию?

Стоунхендж

Нью-Грейндж

Древние пирамиды Эквадора

Мегалитические обсерватории

2

26

Виды обсерваторий

Аркаим - пригоризонтная обсерватория

Гамма-обсерватории

Рентгеновские обсерватории

Ультрафиолетовые обсерватории

Инфракрасные обсерватории

Гринвичская обсерватория

Военно-морская обсерватория США

Маунт-Вилсоновская обсерватория

2

27

Путешествие по обсерваториям мира

Паломарская обсерватория

Обсерватория Пик де Миди

Обсерватория Мауна-КеаКрымская астрофизическая обсерватория

Ликская обсерватория

Пекинская обсерватория

Парижская обсерватория

2

28

Путешествие по обсерваториям мира

Йеркская обсерватория

Обсерватория Улугбека

Астрономическая обсерватория РГУ

Чандра

Шемахинская астрофизическая обсерватория

Специальная астрофизическая обсерватория

Пулковская обсерватория

Большой адронный коллайдер

2

Раздел 11. Работа в космосе – 10 часов

29

Работа в космосе

Что такое ракета?

Кто изобрел ракету?

Что такое космический корабль?

Из чего состоит космический корабль?

Как космический корабль выводят в космос?

Что такое космические станции?

Что за исследования проводят на орбите?

Кто такие космонавты и астронавты?

 

2

30

Космонавты

Кто первым полетел в Космос?

Выход в открытый космос

Кто первым побывал на Луне?

Кто побывал на Марсе?

Для чего люди летают в космос?

Как готовят космонавтов к полету?

Что такое скафандр?

Как космонавты возвращаются на Землю?

2

31

Еще раз о спутниках

Как появилось слово "спутник"?

Какие бывают спутники?

Еще о спутниках

Что такое невесомость?

Что такое искусственный спутник?

Полет на Луну

Полеты на Марс

2

32

Луноходы и марсоходы

Луноходы, марсоходы

Космический аппарат

Космический зонд

Космический челнок

Луноход

Марсоход

Орбитальные станции

Еще об орбитальных станциях

2

33

Космические корабли

Обитаемые космические корабли

Необитаемые космические корабли

Искусственные спутники

Спускаемый аппарат

Быт на космическом корабле

Как едят в космосе?

Как происходит выход в открытый космос?

2

Раздел 12. Космодромы планеты – 2 часа

34

 

Байконур

Плесецк

Свободный

Восточный испытательный полигон

Западный испытательный полигон

Капустин Яр

Куру

Морской старт

Сан-Марко

Сичан

Танегасима

Уоллопс

Утиноура

Хаммагир

Шрикарикота

Шуанчэнцзы (Цзюцюань)

 

 

 

ИТОГО

68