ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 КЛАССА
2019_2020
Составитель программы Смольянова Алена Станиславовна
ВВЕДЕНИЕ
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа рассчитана на 136 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (4 ч в неделю).
Программа состоит из 2 самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Цель создания программы по внеурочной деятельности обеспечение систематической и целенаправленной внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Рабочие программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Это общеинтеллектуальное и социальное направления.
В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ученика в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Внеурочную деятельность осуществляет классный руководитель, учитель начальных классов Смольянова А.С.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ И РАСПИСАНИЕ
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ | День недели | Время | Название кружка | Направление деятельности | Педагог | Кол-во уч-ся | Кол-во часов в нед\год |
1 | Четверг | 6 урок (13.25) | Астрономия для детей | Обще- интеллектуальное | Смольянова А.С. | 7 | 2/68
|
7 урок (14.10) | |||||||
5 | Пятница | 7 урок (14.10) | Регион 65 | Социальное | Смольянова А.С. | 7 | 2/68 |
8 урок (15.00 /15.30) |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Солнце – это звезда;
- Строение Солнца, его размеры, температура;
- Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
- Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
- Что такое спутник;
- Луна – спутник Земли;
- Как возникают полярные сияния
- Что такое астероиды, метеориты, кометы.
- Что такое созвездие;
- Основные созвездия и их положение на небе
- Что такое галактика, Вселенная;
- Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Что такое астрономия и развитие науки в древности. Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.
Человек и космос. Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос.
Как человек изучает космос сегодня.
Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.
Солнечная система. Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна.
Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп.
Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура).
Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.
Малые тела Солнечной системы. Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.
«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.
Вселенная. Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь.
Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.
Обсерватории мира. Их наблюдения и принципы работы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Астрономия и ее развитие | 8 |
2 | Планеты Солнечной системы | 10 |
3 | Луна | 4 |
4 | Спутники | 2 |
5 | 10 | |
6 | Солнце | 6 |
7 | Созвездия | 2 |
8 | Вселенная | 4 |
9 | Телескоп | 2 |
10 | Обсерватории мира | 8 |
11 | Работа в космосе | 10 |
12 | Космодромы планеты | 2 |
|
| 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
№ | Раздел 1. Астрономия и ее развитие- 8 часов | Часов | |
| Тема занятия | Изучаемые вопросы |
|
1 | Развитие астрономии в древности | Как появилась астрономия? Какими были первые сведения о Космосе? Как люди представляли себе небесную сферу? | 2 |
2 | Направления развития астрономии в древности | Одни из первых астрономических приборов Возникновении нашего мира в мифологии | 2 |
3 | Способы изучения мира у древних людей | Как мореплаватели в Средние века прокладывали курс корабля? Наблюдения неандертальцев за звездами Первые свидетельства интереса к космосу | 2 |
4 | Основные понятия астрономии в древности | Сколько длится тропический год? Что такое «звёздная величина»? | 2 |
Раздел 2. Планеты Солнечной системы – 10 часов | |||
5 | Образование планет и их спутников | Как образовывались планеты Солнечной системы? | 2 |
6 | Интересные факты о планетах | 2 | |
7 | Отличие планет от других небесных тел | Чем планеты отличаются от других небесных тел? | 2 |
8 | Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн | 2 | |
9 | Венера, Юпитер, Уран, Плутон. Карликовые планеты. Малые планеты | 2 | |
Раздел 3. Луна – 4 часа | |||
10 | Луна и ее особенности | 2 | |
11 | Интересные факты о Луне | Сколько весит человек на Луне? | 2 |
Раздел 4. Спутники – 2 часа | |||
12 | Спутники планет | 2 | |
Раздел 5. Астероиды и метеориты – 10 часов | |||
13 | Астероиды и метеориты | 2 | |
14 | Кометы | 2 | |
15 | Звезды. | 2 | |
16 | Интересные факты о звездах | Как рождаются и умирают звёзды? Почему Полярную звезду называют "путеводной"? | 2 |
17 | Карлики | 2 | |
Раздел 6. Солнце - 6 часов | |||
18 | Солнце и его особенности | 2 | |
19 | Характеристики Солнца | 2 | |
20 | Солнечная система | Интересные факты о солнечном затмении Как устроена Солнечная система? | 2 |
Раздел 7. Созвездия – 2 часа | |||
21 | Интересные факты о созвездиях | Когда появились названия у созвездий? | 2 |
Раздел 8. Вселенная – 4 часа | |||
22 | Вселенная и галактики | 2 | |
23 | Устройство Галактики. Туманности | Сколько всего галактик в Космосе? | 2 |
Раздел 9. Телескоп – 2 часа | |||
24 | Телескоп | 2 | |
Раздел 10. Обсерватории мира – 8 часов | |||
25 | Древние обсерватории | Первобытные обсерватории Нового света Какой древний храмовый комплекс повторяет карту звездного неба? | 2 |
26 | Виды обсерваторий | Аркаим - пригоризонтная обсерватория | 2 |
27 | Путешествие по обсерваториям мира | 2 | |
28 | Путешествие по обсерваториям мира | Астрономическая обсерватория РГУ Шемахинская астрофизическая обсерватория | 2 |
Раздел 11. Работа в космосе – 10 часов | |||
29 | Работа в космосе | Что такое космический корабль? Из чего состоит космический корабль? Как космический корабль выводят в космос? Что такое космические станции? Что за исследования проводят на орбите? Кто такие космонавты и астронавты?
| 2 |
30 | Космонавты | Для чего люди летают в космос? | 2 |
31 | Еще раз о спутниках | Как появилось слово "спутник"? | 2 |
32 | Луноходы и марсоходы | 2 | |
33 | Космические корабли | 2 | |
Раздел 12. Космодромы планеты – 2 часа | |||
34 |
| Восточный испытательный полигон |
|
|
| ИТОГО | 68 |