Регистрация
Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.
Сенека
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
Сейчас на сайте: 32

Версия для слабовидящих
Мой университет
Мой университет КУРСЫ

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ В КРУЖКЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы

1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного     возраста

1.2 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной     работы     

Глава 2. Методика организации и проведения кружковой работы

2.1 Организация кружковой работы

2.2 Разработка программы кружка «Юный художник

Глава 3. Диагностические исследования уровня творческого потенциала школьников

Заключение

Список литературы  

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В  основу     педагогической    деятельности   общеобразовательной школы   заложена   концепция  формирования  всесторонне  и  гармонично развитой творческой личности.

В  своей  работе  учитель  изобразительного искусства сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету.

Учитель   должен   понимать: именно   он  отвечает  за  то, как  реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и  как  будет  сформирована  психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности. Задача   внеклассной   работы  состоит  в  привлечении  учащихся  к творческой   и  общественно  полезной  деятельности,  стимулировании  их инициативы  и  самостоятельности,  развитии  индивидуальных  интересов, склонностей и способностей.

Внеклассная   работа  –  органическая   часть   всей   учебно -воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно - воспитательным задачам.
Именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развивать навыки рационального мышления.

Во внеклассной деятельности учителя изобразительного искусства могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя изобразительного искусства необходимо уделять первостепенное внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей через работу в кружке.

Предмет исследования: средства и методы формирования и развития творческих способностей младших школьников через работу в кружке ИЗО.

Гипотеза   исследования: если во внеклассной деятельности применять кружковую работу, то возрастет потенциал развития  творческих способностей учащихся.

Цель исследования: оценить уровень творческого потенциала.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.

2.Выявить взаимосвязь работы кружка с развитием творческих способностей.

3.Разработать и провести кружок.

4.Произвести диагностику уровня креативности.

Практическая значимость - развитии творческих способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность.

Методы:

1.теоретический метод - сравнительно-исторический анализ;

2.опросный метод - тестирование;

3.эмпирический метод - наблюдение;

4.количественный и качественный методы обработки данных.

Актуальность данной темы заключается в поиске оптимальных методов и средств, позволяющих формировать индивидуальное восприятие мира, возможности его творческого преобразования, самостоятельного подхода в решении творческих задач через работу в кружке ИЗО.

Использование в работе кружка метода коллективного творческого проектирования и элементов интегрирования порождает активный поиск творческого решения поставленных задач, способствует подвижности мыслительных процессов, ситуативной сообразительности, креативности в результатах деятельности. Новые подходы   позволяют по - новому построить весь педагогический процесс, формируют индивидуальную траекторию обучения школьников.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы

 

1.1            Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

 Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис 3-х лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: "я сам", ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.  Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

В период кризиса 7-ми лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении),  каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут  фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка,  его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется  логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

  Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни.  Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний,  они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о  них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный,  поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, определенная самостоятельность и независимость, настойчивость и упорство, даже упрямство, целеустремленность и, в связи с этим, повышенная познавательная активность. Эти внешние особенности так же, как и  склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства, - в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения,  по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

На основании анализа изученной психолого-педагогической литературы   можно сделать вывод, что   в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

 

1.2 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной работы

В своей работе  учитель изобразительного искусства сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету.

По педагогическому энциклопедическому словарю внеклассная работа- это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. [15] Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

 Рассмотрим эти возможности:

во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;

во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;

в-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ребенок приобретает умения и навыки.

Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше, а уровень  приспособления, «врастания» в общество выше.

в - четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, то она направлена на достижение общей цели воспитания- усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. [15]

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1.формирование у ребенка положительной Я - концепции, которая характеризуется тремя факторами:

а)уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;

б)убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в)чувством собственной значимости.

2.формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

Для скорейшей социальной  адаптации ребенок  должен  положительно  относиться не только к себе, но и к другим людям.

Если у ребенка при наличии положительной Я - концепции сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать  конфликты, уважать   мнение   другого,  то   его   взрослая трудовая деятельность будет успешной.

3.формирование у детей потребности в продуктивной социально-одобряемой деятельности   через   непосредственное   знакомство   с   различными   видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков.

4. формирование  нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной  деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка. [15]

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

 Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения. Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность.

Специфика содержания воспитательной работы характеризуется:

во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным;

во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, то есть содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков.

Познавательная деятельность во внеклассной работе предназначена для формирования у  них познавательного интереса положительной мотивации в обучении, совершенствовании учебных навыков.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятие нервного напряжения.

Трудовая деятельность во внеклассной работе отражается содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно-полезного, обслуживающего.

Содержание   внеклассной  работы  не  во  всех  школах  одинаковое. На  него оказывают влияние следующие факторы:

1.традиции и особенности школы;

2.особенности возраста, класса, индивидуальности детей;

3. особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуются ее содержание.

Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы, и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы.

Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личные качества ребенка.

2.отсроченность во времени.

Внеклассная работа – это, прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3.отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока.

4. отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет.

5. внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеучебное время.

6. внеклассная работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. [15]

Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней:

1. при организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели;

2. перед началом необходимо определить ожидаемые результаты;

3. в  воспитательной  внеклассной   работе   необходим   оптимистический   подход, опора на лучшее в каждом ребенке;

4. педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами;

5. при организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая, создавая новые формы, отвечающие сложившейся ситуации в классе.

Таким образом, внеклассная воспитательная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа.

По педагогическому энциклопедическому словарю кружковая работа- это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности.[3]

Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для личности проблем:

1.выбор взглядов, позиций, ценностей;

2.развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

3.выбор профессиональной деятельности, профессионального образования;

4.выбор среды развития, среды общения. [8]

Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения.

По словарю педагогических терминов способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к знаниям, умениям  и  навыкам;   обнаруживаются   в   быстроте,   глубине   и   прочности  овладения способами и приемами деятельности.[2]

А.В. Петровский «способности» понимал как психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.[16]

Из   вышеприведенных   определений   наиболее    полное   определение,   взятое  из словаря педагогических терминов. Потому, что оно включает в себя индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления   определенного   рода   деятельности,   но   которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Способности   обнаруживаются   только   в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Общие способности - это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности.[1]

Специальные способности - это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, музыкальной, литературной, ИЗО и так далее.[1]

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, важными для данной деятельности. Деятельность может носить творческий характер. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового, это и есть творчество.

Творчество (креативность) есть высшая, наиболее сложная, активная форма проявления отношения человека к работе.

Любая творческая деятельность связана с наличием способностей. Человек успешно трудится   лишь   тогда,   когда его физиологические   и   психические   качества соответствуют требованиям профессии.

В.С. Кукушкин считал, что творческие способности - это умения ассоциировать, комбинировать, давать новые определения, новые понятия на основе старых, концентрировать мысли на одних моментах при игнорировании других, чтобы свести умственный процесс к взаимосвязи простейших элементов. [10]

В условиях обновляющейся системы российского образования приоритетным стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптивной, творческой личности.  Это возможно лишь при сотрудничестве педагогов и учащихся, их сотворчестве, взаимовлиянии и взаиморазвитии. Личность ребенка ее значимость в жизни школы в наши дни уравнивается с личностью педагога. Ребенок - высшая ценность педагогической культуры, уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно.

Таким образом, анализ изученной литературы позволяет заключить, что определение внеклассной работы, данное З.А.Нефедовой наиболее полное, так как оно включает организацию педагогом различных видов внеклассной работы. Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа, которая способствует развитию творческих способностей.

Внеклассная работа имеет свои особенности, требования, цели, задачи, обладает возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

 

ГЛАВА 2. Методика организации и проведения кружковой работы

 

2.1. Организация кружковой работы

 Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, представляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и,   одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможен действительно индивидуальный подход  к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации.

Основной задачей занятий в детской студии изобразительного творчества является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Современные методики внеурочной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей.

В работе кружка я часто применяю метод коллективного проектирования. Несомненное достоинство этого метода в том, что учащиеся могут творчески и качественно выполнить индивидуальный «кусочек» работы, отвечающий общей теме. А при объединении таких «кусочков» получается значительный результат.

Коллективное творчество дисциплинирует, сближает ребят, вносит здоровый дух соревнования. За  протяжении нескольких лет  учащиеся нашей школы подготовили   немало интересных и оригинальных работ. Вот некоторые темы проектов «Плакат ко Дню Матери», «Оформление кабинета к Новому году», «Поздравление Гарнизонного Дома  офицеров с днем рождения», «Часы в стиле «Этно», «С днем рождения, В.Шаинский!», «Коллективная открытка к дню Учителя».

Одно из достоинств коллективного проектирования – создание в кружке особой атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях творческой деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения изобразительного искусства, реализовать свои творческие идеи; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.

Так же в своей работе придерживаюсь  следующих принципов:

·                 занятие изобразительным искусством направлено на самовыражение и развитие личности;

·                 авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства;

·                 в ходе занятий изобразительным искусством школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.

·                 любые виды изобразительной деятельности в кружке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика;

·                 в ходе  занятий необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой  работы, сложности выполнения творческой задачи;

·                 занятия изобразительным  искусством необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).

Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий  соответствует силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия.  Теоретический материал обычно даю в начале занятия. Новую тему, то или иное задание  объясняю просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.
 В зависимости от поставленных задач   на занятиях я использую различные методы  (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.
 При составлении плана занятий надо учитываю возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.
 

2.2 Разработка программы кружка «Юный художник»

Программа кружка «Юный художник» разработана для учащихся 7-10 лет, срок реализации программы – 1 год. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми предлагаемого материала.

Пояснительная записка

Целью работы кружка изобразительного искусства является развитие творческих способностей, формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

·                 Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

·                 Формирование художественно-творческой активности;

·                 Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Художественная деятельность школьников на занятиях кружка находит разнообразные формы выражения:

·                                     изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

·                                     декоративная   работа;

·                                     восприятие явлений действительности и произведений искусства;

·                                     обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы;

·                                     прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Принципиальное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений.  Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, присутствует межпредметная связь - изобразительное искусство-литература-музыка. Наполняемость группы детей в возрасте 7-10 лет рекомендуется 10-12 человек. В основе лежат групповые творческие занятия. Методы работы: словесные, наглядные, практические, метод коллективного творческого проектирования.

Учащиеся должны научиться:

·                 передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

·                 выбирать наиболее подходящий формат листа при работе;

·                 в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

·                 связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

·                 работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

·                 работать с натуры  в живописи и в графике;

·                 передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и  воздушной перспективы;

·                 отражать в рисунках и проектах единство формы и декора.

Занятия рассчитаны на 30 часов в год, 1 час в неделю.

                                Тематическое планирование

№№

Тема творческого занятия

Игра

Литературное произведение

Творческое задание

Рисунок, проект

11

Мой любимый цвет

Любимый цвет

Свой цвет. Н. Абрамцева

Характер цвета.

Любимые узоры

22

Разноцветный человечек

Как цвета друг друга украшают

Разноцветный человечек А.Павлов

Настроение

Слушая свое сердце

33

Мир цвета радуги

Найди радугу

Радуга Н. Абрамцева

-

Музыкальная радуга

34

Зеленое платье земли

Кто самый зеленый

Волшебная зеленая палочка М. Скребцова

Зеленая история

Зеленая планета

55

Зеленое лето

-

Зеленая сказка Н. Абрамцева

Портрет зеленого цвета

Фея зеленого цвета

66

Красный цвет

Отгадай цвет

Красная дуга М. Скребцова

Красный цвет

Красные цветы

67

Синий и голубой

-

Старинная легенда о васильке П. Мантегацц

Характер синего цвета

Портрет синего цвета

68

Кто самый белый

Кто самый белый

Белая снежинка М. Скребцова

Белые наряды

Наряд снежинки

69

Исследуем белый цвет

Белая сказка

Самая нужная краска

Роль белого цвета

Смешиваем краски

610

Дружные краски

Какого цвета одежда

Три братца М. Скребцова

Семья красок

Встреча трех цветов

111

С кем дружит черный цвет

Кто дружит с черным цветом

Подарок феи черного цвета М. Скребцова

Радостный черный

Подарок царице красок

112

Черный и серый

Цветные сценки

Серый кот и черная мышка М. Скребцова

Погружение в цвет

Сокровища феи черной ночи

113

Желтый цвет земли

Качества желтого цвета

Друзья золотого луча М. Скребцова

Желтые цветы

Солнечный рисунок

114

Желтый и золотистый

Кому нужен желтый цвет

Солнечная краска М. Скребцова

Шутки желтого цвета

Когда солнышко смеется

115

Желтые краски осени

Осенний пейзаж

Желтый свет (отрывки) К.Паустовский

Осенний натюрморт

Фея осени

1 16

Сиреневая страна

Какого цвета любовь

Сказка о сирени П. Мантегацц

Сиреневая сказка

Портрет сиреневого цвета

117

Оранжевый цвет

Что на земле оранжевое

Рыжая сказка Н. Абрамцева

Оранжевая тыква

Портрет с веснушками

118

Коричневый мир

Коричневый или белый

Семена жизни А. Лопатина

Коричневый мир

Карие глаза

119

Шоколадное королевство

Планеты разного цвета

Шоколадная планета А. Лопатина

Шоколадный рецепт

Шоколадное королевство

220

Исследуем язык цвета

Разноцветный светофор

Пестрая сказка Н. Абрамцева

Угадай цвет

Улыбки цветов

221

Создание портрета

Рисуем портрет по кругу

Мамин портрет М. Скребцова

Разговор с портретом

Портрет друга

222

Погружение в натюрморт

Угадай натюрморт

Целебный натюрморт А. Лопатина

Смотри внимательно

Составляем натюрморт

223

Красота пейзажа

Палитра художника

Сказка про художника

Цвета пейзажа

Краски природы

224

Живые картины

Угадай картину

Шелковая картина

Портрет художника

Зал музея

225

Самый лучший букет

Родители цветов

Встреча А. Лопатина

Краски букетов

Букет качеств

226

Историческая картина

Исторический сюжет

Памятник железному Тимуру А.Лопатина

Война на картине

История моей жизни

227

Акварель

Акварельный облик предмета

Фея- акварель

А. Лопатина

Изучаем акварель

Мир акварели

228

Карандаш

Рассказ карандаша и фломастера

Краски рассвета А.Лопатина

Изучаем карандаши

Карандашный человечек

229

Цвет и звук

Угадай цвет по звучанию

Музыка и цвет А.Лопатина

Цвет звуков

Разноцветный звукоряд

330

Язык красок

Краски города и деревни

О чем рассказывают цветы и цвета

Викторина красок

Жизнь красок на земле.

 

ГЛАВА 3. Диагностические исследования уровня творческого потенциала школьников

 Целью исследования является оценка уровня творческого потенциала младших школьников.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.

2.Выявить взаимосвязь работы кружка с развитием творческих способностей.

3.Разработать и провести кружок.

4.Произвести диагностику уровня креативности.

Ведущими методами данного исследования являются:

1.теоретический метод - сравнительно-исторический анализ;

2.опросный метод - тестирование;

3.эмпирический метод - наблюдение;

4.количественный и качественный методы обработки данных.

В исследовании участвовали учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области.

Кадровое обеспечение исследования - Смольянова Алена Станиславовна, учитель изобразительного искусства и начальных классов, учитель высшей квалификационной категории, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года Сахалинской области – 2010», участник областного конкурса «Учитель года Сахалинской области - 2010», обобщен опыт районным методическим советом по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства через применение метода коллективного творческого проектирования».

Анамнестический этап исследовательской работы был направлен на выявление уровня творческого потенциала младших школьников. Основной смысл работы на этом этапе состоял в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке. Участие детей сводилось к выполнению тестовых заданий. Для оценки уровня творческого потенциала на первоначальном этапе констатирующего эксперимента использовался тест-методика для определения творческих наклонностей у школьников.

В тесте члены кружка должны были выбрать один из предложенных вариантов поведения в ситуациях, описанных в Опроснике для определения творческих наклонностей у школьников Савенкова А.И. (приложение №1).

 

№№ вопросов

Направление исследования

1,5,9,16,21

разнообразие интересов

2,8,11,13,19,24

степень выраженности независимости ребенка

6,7,22

гибкость, приспособляемость

4,12,18

любознательность

10,14,23

настойчивость

3,15,17,20

степень благоприятного влияния семейной обстановки на развитие творческих способностей ребенка

 

  Опросник определяет 3 уровня творческого потенциала:

·                 высокий;

·                 средний;

·                 низкий.

 Данные уровня творческого потенциала членов кружка  средней общеобразовательной школы с. Дачное представлены в протоколе № 1 (приложение№2).

Из протокола   видно, что у некоторых членов кружка уровень потенциала выше среднего (средний показатель 76%), но количество баллов на этом уровне разное. Это подтверждает диагностика уровня творческого потенциала членов кружка на констатирующем исследовании (приложение № 3).

Анализ теста говорит о том, что имеют разнообразные интересы 87%, независимость   выражена   у  39%,  гибкость  (показатели  «средний» + «высокий»)  у 100%, любознательность у 67%,  настойчивость  у  87%, имеют активную поддержку родителей 72% учащихся.

Кружок «Юный художник» был организован на базе 1-4 классов. Технология организации работы в кружке исходила из имеющегося личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихся навыков рисования), постоянно задавая и поддерживая авторскую позицию учащегося, затем переходя к освоению комплекса стратегий, параллельно знакомя детей с различными видами и направлениями искусства.

 На начальном этапе работы кружка была проведена диагностика уровня сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П. и Овчинникова О.В., приложение № 4).

Из диаграммы «Мониторинг уровня сформированности навыков рисования» видно, что уровень сформированности на начальном этапе низкий (приложение № 5).

Уже в середине 1-го класса  были организованы тематические выставки детских работ. На этом этапе дети не только продолжали развивать стратегии творческой деятельности, но и стали участвовать в проектной деятельности. На 2 году занятий кружка ребята продолжали участвовать в творческих и исследовательских проектах,   выступали с позиции «художника», «исследователя», «зрителя». В построении этих занятий я включала детей в комплексные виды деятельности, активно используя занятия-проекты, занятия-исследования, занятия-мастерские, занятия-презентации, занятия-экскурсии. 

Одним из составляющих факторов в моей работе и педагогической практике, является конечный результат работы, который ни в коем случае не должен оказаться незамеченным и остаться без оценки, пусть словесной, подбадривающей, наставляющей.  Самой большой наградой для учителя, является успех ученика, а если есть успех, значит, нет ошибки, нет впустую потраченного времени, а есть новая личность не способная уничтожить прекрасное, а, наоборот, сотворить и создать красоту, и подарить ее людям. Работа с учащимися в кружке на протяжении 3 лет с применением метода коллективного проектирования с целью развития творческих способностей показала рост креативности.

Аналогичная диагностика, проведенная через три года, обнаружила увеличение среднего балла на 9 пунктов (с 18 баллов до 27), а у некоторых учащихся значительно больше, в частности, у Соколовой Леры с 30 баллов до 58 (при максимальном показателе – 64 балла) (приложение № 6).  Анализ  полученных данных говорит о том, что у всех учащихся уровень творческого потенциала увеличился. Данные представлены на сравнительной диаграмме эксперимента (приложение № 7).

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают свои творческие способности. Таким образом, можно сказать, что   гипотеза моей работы доказана.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ изученной литературы [1- 18] позволяет сделать вывод, что внеклассная работа обладает некоторыми возможностями воспитательного воздействия на ребёнка, например, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему    раскрытию   индивидуальных   способностей   ребенка,   которые   не всегда   удаётся   рассмотреть   на   уроке,   включение   в   различные   виды   внеклассной работы, обогащает личный опыт ребёнка.

 Также специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1.формирование у ребёнка положительной «Я» - концепции;

2. формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;

3. развитие познавательного интереса и др.

Особенностями внеклассной воспитательной работы являются:

1.отсроченность во времени;

2. отсутствие жестких регламентаций;

3.отсутствие контроля  результатов внеклассной работы.

Требования к внеклассной работе:

1. при организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка целей;

2. перед началом необходимо определить ожидаемые результаты;

3. педагог – организатор должен обладать высокими личностными качествами.

Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа, которая стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Кружковая работа обеспечивает развитие познавательных сил и способностей.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Деятельность может носить творческий характер. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового, это и есть творчество.

Творчество (креативность) есть высшая, наиболее сложная, активная форма проявления отношения человека к работе.

Успешность развития творческих способностей зависит от особенностей развития детей определённого возраста.

 В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.  Участие в кружковой работе помогает школьникам получить много поучительного, углубить свои знания, повысить уровень творческого потенциала. Для организации кружковой работы следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.

Диагностические исследования проводились в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области. В исследовании принимало участие 8 учеников, постоянно посещающих кружок. Для оценки уровня творческого потенциала на первоначальном этапе констатирующего эксперимента использовался тест-методика для определения творческих наклонностей у школьников.  Диагностические исследования показали, что при констатирующем исследовании уровень творческого потенциала у всех членов кружка был средний, но с разным количеством баллов. При контрольном исследовании данные показывают, что у всех ребят уровень творческого потенциала увеличился.

У 26% учащихся увеличился до высокого уровня, у остальных 74% по количеству набранных очков уровень творческого потенциала близко подходит к среднему уровню.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают свои творческие способности. Таким образом, можно сказать, что   гипотеза моей работы доказана.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности.- М.: ВЛАДОС, 2001.

2.  Билан А.А. Словарь педагогических терминов. – Омск, 2003.

3.  Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.- М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

4.  Валок А. Психическое развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1967.

5.  Веллер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.

6.  Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. - М.: Академия, 1999.

7.   Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004.

8.  Земцов И.А. Кружок нужен и детям и учителю// Школа и производство, №3, 1995.

9.  Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 1997.

10. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов н/Д: Март, 2

Файлы (всего: 5)
Файлы (всего: 5)
файл
docx
24.18 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ 1_ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАКЛОННОСТЕЙ.docx
файл
docx
17.04 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ 2_Протокол проведения теста.docx
файл
docx
76.53 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ 3_опросник савенкова.docx
файл
docx
17.21 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ 4_ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ.docx
файл
docx
24.51 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ 5_6_7_Сформированность навыков рисования.docx

Комментарии: