–егистраци€
¬ечным законом да будет: учить и учитьс€ всему через примеры, наставлени€ и применени€ на деле
ян јмос  аменский
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
—ейчас на сайте: 32

¬ерси€ дл€ слабовид€щих
ћой университет
ћой университет  ”–—џ

–ј«¬»“»≈  –≈ј“»¬Ќќ—“» ћЋјƒЎ»’ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ „≈–≈« –јЅќ“” ¬  –”∆ ≈

Ќј”„Ќќ-»——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя –јЅќ“ј 2011

—ќƒ≈–∆јЌ»≈

 

¬ведение

√лава 1. ѕсихолого-педагогические аспекты внеклассной работы

1.1 ѕсихолого-педагогические особенности детей младшего школьного     возраста

1.2 ѕсихолого-педагогические особенности проведени€ внеклассной     работы     

√лава 2. ћетодика организации и проведени€ кружковой работы

2.1 ќрганизаци€ кружковой работы

2.2 –азработка программы кружка «ёный художник

√лава 3. ƒиагностические исследовани€ уровн€ творческого потенциала школьников

«аключение

—писок литературы  

ѕриложени€

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

¬  основу     педагогической    де€тельности   общеобразовательной школы   заложена   концепци€  формировани€  всесторонне  и  гармонично развитой творческой личности.

¬  своей  работе  учитель  изобразительного искусства сталкиваетс€ не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету.

”читель   должен   понимать: именно   он  отвечает  за  то, как  реализуетс€ творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и  как  будет  сформирована  психологическа€ и практическа€ готовность к активной самосто€тельной творческой де€тельности. «адача   внеклассной   работы  состоит  в  привлечении  учащихс€  к творческой   и  общественно  полезной  де€тельности,  стимулировании  их инициативы  и  самосто€тельности,  развитии  индивидуальных  интересов, склонностей и способностей.

¬неклассна€   работа  –  органическа€   часть   всей   учебно -воспитательной де€тельности школы. ќна €вл€етс€ продолжением и развитием процесса, осуществл€емого на уроках, и подчинена общим учебно - воспитательным задачам.
»менно внеклассна€ работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческа€ личность может не состо€тьс€, целенаправленно развивать навыки рационального мышлени€.

¬о внеклассной де€тельности учител€ изобразительного искусства могут быть заложены огромные возможности дл€ реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. ¬от почему этой стороне повседневной работы школьного учител€ изобразительного искусства необходимо удел€ть первостепенное внимание как главной составл€ющей гуманистической воспитательной системы.

ќбъект исследовани€: процесс развити€ творческих способностей через работу в кружке.

ѕредмет исследовани€: средства и методы формировани€ и развити€ творческих способностей младших школьников через работу в кружке »«ќ.

√ипотеза   исследовани€: если во внеклассной де€тельности примен€ть кружковую работу, то возрастет потенциал развити€  творческих способностей учащихс€.

÷ель исследовани€: оценить уровень творческого потенциала.

«адачи:

1.»зучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.

2.¬ы€вить взаимосв€зь работы кружка с развитием творческих способностей.

3.–азработать и провести кружок.

4.ѕроизвести диагностику уровн€ креативности.

ѕрактическа€ значимость - развитии творческих способностей школьников через включение их в соответствующую де€тельность.

ћетоды:

1.теоретический метод - сравнительно-исторический анализ;

2.опросный метод - тестирование;

3.эмпирический метод - наблюдение;

4.количественный и качественный методы обработки данных.

јктуальность данной темы заключаетс€ в поиске оптимальных методов и средств, позвол€ющих формировать индивидуальное воспри€тие мира, возможности его творческого преобразовани€, самосто€тельного подхода в решении творческих задач через работу в кружке »«ќ.

»спользование в работе кружка метода коллективного творческого проектировани€ и элементов интегрировани€ порождает активный поиск творческого решени€ поставленных задач, способствует подвижности мыслительных процессов, ситуативной сообразительности, креативности в результатах де€тельности. Ќовые подходы   позвол€ют по - новому построить весь педагогический процесс, формируют индивидуальную траекторию обучени€ школьников.

√Ћј¬ј 1. ѕсихолого-педагогические аспекты внеклассной работы

 

1.1            ѕсихолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

 ћладший школьный возраст называют вершиной детства. –ебенок сохран€ет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгл€д на взрослого снизу вверх. Ќо он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него по€вл€етс€ друга€ логика мышлени€. ”чение дл€ него - значима€ де€тельность. ¬ школе он приобретает не только новые знани€ и умени€, но и определенный социальный статус. ћен€ютс€ интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Ќезависимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развити€ проходит через кризис. Ётот перелом может начатьс€ в 7 лет, а может сместитьс€ к 6 или 8 годам.  ак вс€кий кризис, кризис 7-ми лет не жестко св€зан с объективным изменением ситуации. ¬ажно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношени€ или резко мен€ющиес€. »зменилось воспри€тие своего места в системе отношений - значит, мен€етс€ социальна€ ситуаци€ развити€, и ребенок оказываетс€ на границе нового возрастного периода.

 ризис 3-х лет был св€зан с осознанием себ€ как активного субъекта в мире предметов. ѕроизнос€: "€ сам", ребенок стремилс€ действовать в этом мире, измен€ть его. “еперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. ќн открывает дл€ себ€ значение новой социальной позиции - позиции школьника, св€занной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. » пусть желание зан€ть это новое место в жизни по€вилось у ребенка не в самом начале обучени€, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом мен€ет его самосознание.  »зменение самосознани€ приводит к переоценке ценностей. “о, что было значимо раньше, становитс€ второстепенным. —тарые интересы, мотивы тер€ют свою побудительную силу, на смену им приход€т новые. ¬се, что имеет отношение к учебной де€тельности (в первую очередь, отметки), оказываетс€ ценным, то, что св€зано с игрой, - менее важным. ћаленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. ѕерестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничиваетс€ по€влением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. ¬ кризисный период происход€т глубокие изменени€ в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развити€ в дошкольном возрасте. ¬ конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. —ейчас осознанные переживани€ образуют устойчивые аффективные комплексы.

¬ период кризиса 7-ми лет про€вл€етс€ то, что Ћ.—. ¬ыготский называет обобщением переживаний. ÷епь неудач или успехов (в учебе, в широком общении),  каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижени€, оскорбленного самолюби€ или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.  онечно, в дальнейшем эти аффективные образовани€ могут измен€тьс€, даже исчезать по мере накоплени€ опыта другого рода. Ќо некоторые из них, подкрепл€€сь соответствующими событи€ми и оценками, будут  фиксироватьс€ в структуре личности и вли€ть на развитие самооценки ребенка,  его уровн€ прит€заний. Ѕлагодар€ обобщению переживаний, в 7 лет по€вл€етс€  логика чувств. ѕереживани€ приобретают новый смысл дл€ ребенка, между ними устанавливаютс€ св€зи, становитс€ возможной борьба переживаний.

  “акое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Ёто не слепок с внешней его жизни.  ’от€ внешние событи€, ситуации, отношени€ составл€ют содержание переживаний,  они своеобразно преломл€ютс€ в сознании, и эмоциональные представлени€ о  них складываютс€ в зависимости от логики чувств ребенка, его уровн€ прит€заний, ожиданий и т.д.

Ќачавша€с€ дифференциаци€ внешней и внутренней жизни ребенка св€зана с изменением структуры его поведени€. ѕо€вл€етс€ смыслова€ ориентировочна€ основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимис€ действи€ми. Ёто интеллектуальный момент, позвол€ющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрени€ его результатов и более отдаленных последствий. Ќо одновременно это и момент эмоциональный,  поскольку определ€етс€ личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, веро€тные переживани€ по поводу изменени€ этих отношений. —мыслова€ ориентировка в собственных действи€х становитс€ важной стороной собственной жизни. ¬ то же врем€ она исключает импульсивность и непосредственность поведени€ ребенка. Ѕлагодар€ этому механизму утрачиваетс€ детска€ непосредственность: ребенок размышл€ет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживани€ и колебани€, пытаетс€ не показывать другим, что ему плохо. –ебенок внешне уже не такой, как "внутренне", хот€ на прот€жении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохран€тьс€ открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочетс€.

„исто кризисным про€влением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становитс€ кривл€ние, манерность, искусственна€ нат€нутость поведени€, определенна€ самосто€тельность и независимость, настойчивость и упорство, даже упр€мство, целеустремленность и, в св€зи с этим, повышенна€ познавательна€ активность. Ёти внешние особенности так же, как и  склонность к капризам, аффективным реакци€м, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

–ебенок действительно становитс€ школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. ќн включаетс€ в учебную де€тельность как наиболее значимую дл€ него.

«авершаетс€ наметившийс€ в дошкольном возрасте переход от нагл€дно-образного к словесно-логическому мышлению. ” ребенка по€вл€ютс€ логически верные рассуждени€: рассужда€, он использует операции. Ўкольное обучение строитс€ таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

¬ начале младшего школьного возраста воспри€тие недостаточно дифференцировано. »з-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). ’от€ он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выдел€ютс€, так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее €ркие, "бросающиес€ в глаза" свойства, - в основном, цвет, форма и величина. ƒл€ того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обуча€ его наблюдению.

ѕам€ть развиваетс€ в двух направлени€х - произвольности и осмысленности. ƒети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, св€занный с €ркими нагл€дными пособи€ми или образами-воспоминани€ми и т.д. Ќо, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. — каждым годом все в большей мере обучение строитс€ с опорой на произвольную пам€ть.

¬ младшем школьном возрасте развиваетс€ внимание. Ѕез достаточной сформированности этой психической функции процесс обучени€ невозможен. Ќа уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное врем€, переключает с одного вида работы на другой. ѕо сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. ќни уже способны концентрировать внимание на неинтересных действи€х, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. ƒл€ них внешние впечатлени€ - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточитьс€ на непон€тном сложном материале. »х внимание отличаетс€ небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматьс€ одним делом в течение 10-20 минут. «атруднены распределение внимани€ и его переключение с одного учебного задани€ на другое.

ѕроблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральна€ в младшем школьном возрасте. ќт оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случа€х возникают т€желые переживани€ и школьна€ дезадаптаци€. Ќепосредственно вли€ет школьна€ оценка и на становление самооценки. ƒети, ориентиру€сь на оценку учител€, сами считают себ€ и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, надел€€ представителей каждой группы набором соответствующих качеств. ќценка успеваемости в начале школьного обучени€,  по существу, €вл€етс€ оценкой личности в целом и определ€ет социальный статус ребенка.

Ќа основании анализа изученной психолого-педагогической литературы   можно сделать вывод, что   в младшем школьном возрасте учебна€ де€тельность становитс€ ведущей. ƒоминирующей функцией в младшем школьном возрасте становитс€ мышление. Ѕлагодар€ этому интенсивно развиваютс€, перестраиваютс€ сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

 

1.2 ѕсихолого-педагогические особенности проведени€ внеклассной работы

¬ своей работе  учитель изобразительного искусства сталкиваетс€ не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету.

ѕо педагогическому энциклопедическому словарю внеклассна€ работа- это составна€ часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихс€.

¬неклассна€ работа - это организаци€ педагогом различных видов де€тельности школьников во внеучебное врем€, обеспечивающих необходимые услови€ дл€ социализации личности ребенка. [15] ¬неклассна€ воспитательна€ работа представл€ет собой совокупность различных видов де€тельности и обладает широкими возможност€ми воспитательного воздействи€ на ребенка.

 –ассмотрим эти возможности:

во-первых, разнообразна€ внеучебна€ де€тельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаетс€ рассмотреть на уроке;

во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знани€ о разнообразии человеческой де€тельности, ребенок приобретает необходимые практические умени€ и навыки;

в-третьих, разнообразна€ внеклассна€ работа способствует развитию у детей интереса к различным видам де€тельности, ребенок приобретает умени€ и навыки.

≈сли у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самосто€тельно организовать свою собственную де€тельность.

Ёто особенно актуально сейчас, когда дети не умеют зан€ть себ€ в свободное врем€, в результате чего растут детска€ преступность, проституци€, наркомани€ и алкоголизм.

«амечено, что в школах, где хорошо организована разнообразна€ внеклассна€ воспитательна€ работа, «трудных» детей меньше, а уровень  приспособлени€, «врастани€» в общество выше.

в - четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только про€вл€ют свои индивидуальные особенности, но и учатс€ жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботитьс€ о своих товарищах, ставить себ€ на место другого человека.

ѕоскольку внеклассна€ работа €вл€етс€ составной частью воспитательной работы в школе, то она направлена на достижение общей цели воспитани€- усвоени€ ребенком необходимого дл€ жизни в обществе социального опыта и формировани€ принимаемой обществом системы ценностей. [15]

—пецифика внеклассной воспитательной работы про€вл€етс€ на уровне следующих задач:

1.формирование у ребенка положительной я - концепции, котора€ характеризуетс€ трем€ факторами:

а)уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;

б)убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом де€тельности;

в)чувством собственной значимости.

2.формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействи€.

ƒл€ скорейшей социальной  адаптации ребенок  должен  положительно  относитьс€ не только к себе, но и к другим люд€м.

≈сли у ребенка при наличии положительной я - концепции сформированы умени€ договариватьс€ с товарищами, распредел€ть об€занности, учитывать интересы и желани€ других людей, выполн€ть совместные действи€, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать  конфликты, уважать   мнение   другого,  то   его   взросла€ трудова€ де€тельность будет успешной.

3.формирование у детей потребности в продуктивной социально-одобр€емой де€тельности   через   непосредственное   знакомство   с   различными   видами де€тельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков.

4. формирование  нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрени€ детей. ¬о внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведени€ через овладение нравственными пон€ти€ми. Ёмоциональна€ сфера формируетс€ через эстетические представлени€ в творческой де€тельности.

5. развитие познавательного интереса. ¬ данной задаче внеклассной работы отражаетс€ преемственность в учебной и внеучебной  де€тельности, так как внеклассна€ работа св€зана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

–азвитие познавательного интереса у детей в качестве направлени€ внеклассной работы, с одной стороны «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка. [15]

÷ель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функци€м целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

 ќбучающа€ функци€ внеклассной работы заключаетс€ не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведени€, коллективной жизни, навыкам общени€. ќгромное значение во внеклассной работе имеет развивающа€ функци€. ќна заключаетс€ в развитии психических процессов школьника.

–азвивающа€ функци€ воспитательной работы заключаетс€ также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую де€тельность.

—пецифика содержани€ воспитательной работы характеризуетс€:

во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным;

во-вторых, в содержании внеклассной работы определ€ющее значение имеет практическа€ сторона знаний, то есть содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков.

ѕознавательна€ де€тельность во внеклассной работе предназначена дл€ формировани€ у  них познавательного интереса положительной мотивации в обучении, совершенствовании учебных навыков.

ƒосугова€ (развлекательна€) де€тельность необходима дл€ организации полноценного отдыха детей, создани€ положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, сн€тие нервного напр€жени€.

“рудова€ де€тельность во внеклассной работе отражаетс€ содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно-полезного, обслуживающего.

—одержание   внеклассной  работы  не  во  всех  школах  одинаковое. Ќа  него оказывают вли€ние следующие факторы:

1.традиции и особенности школы;

2.особенности возраста, класса, индивидуальности детей;

3. особенности самого учител€, его интересы, склонности, установки.

‘ормы внеклассной работы – это те услови€, в которых реализуютс€ ее содержание.

ћетоды и средства внеклассной работы представл€ют собой методы, и средства воспитани€, выбор которых определ€етс€ содержанием, формой внеклассной работы.

–ассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. внеклассна€ работа представл€ет собой совокупность различных видов де€тельности детей, организаци€ которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществл€емым в ходе обучени€, формирует личные качества ребенка.

2.отсроченность во времени.

¬неклассна€ работа – это, прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3.отсутствие жестких регламентаций. ѕедагог имеет большую свободу выбора содержани€ форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока.

4. отсутствие контрол€ за результатами внеклассной работы. ≈сли об€зательный элемент урока – контроль за процессом овладени€ учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контрол€ нет.

5. внеклассна€ воспитательна€ работа осуществл€етс€ на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеучебное врем€.

6. внеклассна€ работа имеет широкий круг возможностей дл€ привлечени€ социального опыта родителей и других взрослых. [15]

»сход€ из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определ€ющие требовани€ к ней:

1. при организации и проведении внеклассной работы об€зательна постановка цели;

2. перед началом необходимо определить ожидаемые результаты;

3. в  воспитательной  внеклассной   работе   необходим   оптимистический   подход, опора на лучшее в каждом ребенке;

4. педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами;

5. при организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в посто€нном творческом поиске, подбира€, создава€ новые формы, отвечающие сложившейс€ ситуации в классе.

“аким образом, внеклассна€ воспитательна€ работа €вл€етс€ самосто€тельной сферой воспитательной работы учител€, осуществл€емой во взаимосв€зи с воспитательной работой на уроке.

ќдним из видов внеклассной работы €вл€етс€ кружкова€ работа.

ѕо педагогическому энциклопедическому словарю кружкова€ работа- это одна из форм дополнительного образовани€ детей, заключающа€с€ в организации кружков, секций, клубов различной направленности.[3]

 ружкова€ работа стала сферой освоени€ учащимис€ личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной де€тельности по интересам, помогает реб€там в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

 ружкова€ работа обеспечивает возможность решени€ значимых дл€ личности проблем:

1.выбор взгл€дов, позиций, ценностей;

2.развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной де€тельности, вы€вление познавательных интересов;

3.выбор профессиональной де€тельности, профессионального образовани€;

4.выбор среды развити€, среды общени€. [8]

—вобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы де€тельности, образовательной программы, результатов ее освоени€ - основна€ педагогическа€ характеристика системы кружковой работы, обеспечивающа€ создание условий, благопри€тных дл€ самоопределени€ и самореализации личности.

¬с€ка€ де€тельность требует от человека обладани€ специфическими качествами, определ€ющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнени€.

ѕо словарю педагогических терминов способности - это индивидуально-психологические особенности личности, €вл€ющиес€ субъективными услови€ми успешного осуществлени€ определенного рода де€тельности; не свод€тс€ к знани€м, умени€м  и  навыкам;   обнаруживаютс€   в   быстроте,   глубине   и   прочности  овладени€ способами и приемами де€тельности.[2]

ј.¬. ѕетровский «способности» понимал как психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретени€ знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не свод€тс€.[16]

»з   вышеприведенных   определений   наиболее    полное   определение,   вз€тое  из словар€ педагогических терминов. ѕотому, что оно включает в себ€ индивидуально-психологические особенности личности, которые €вл€ютс€ услови€ми успешного осуществлени€   определенного   рода   де€тельности,   но   которые не свод€тс€ к знани€м, умени€м и навыкам.

—пособности   обнаруживаютс€   только   в де€тельности, котора€ не может осуществл€тьс€ без наличи€ этих способностей.

ќбщие способности - это система индивидуально-волевых свойств личности, котора€ обеспечивает продуктивность в овладении знани€ми, умени€ми и навыками при осуществлении различных видов де€тельности.[1]

—пециальные способности - это така€ система свойств личности, котора€ помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области де€тельности, например, музыкальной, литературной, »«ќ и так далее.[1]

—пособности обнаруживаютс€ не в знани€х, умени€х и навыках, как таковых, а в динамике их приобретени€, то есть в том, насколько при прочих равных услови€х быстро, глубоко, легко и прочно осуществл€етс€ процесс овладени€ знани€ми и умени€ми, важными дл€ данной де€тельности. ƒе€тельность может носить творческий характер. ≈сли человек вносит в свою де€тельность элементы нового, это и есть творчество.

“ворчество (креативность) есть высша€, наиболее сложна€, активна€ форма про€влени€ отношени€ человека к работе.

Ћюба€ творческа€ де€тельность св€зана с наличием способностей. „еловек успешно трудитс€   лишь   тогда,   когда его физиологические   и   психические   качества соответствуют требовани€м профессии.

¬.—.  укушкин считал, что творческие способности - это умени€ ассоциировать, комбинировать, давать новые определени€, новые пон€ти€ на основе старых, концентрировать мысли на одних моментах при игнорировании других, чтобы свести умственный процесс к взаимосв€зи простейших элементов. [10]

¬ услови€х обновл€ющейс€ системы российского образовани€ приоритетным стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптивной, творческой личности.  Ёто возможно лишь при сотрудничестве педагогов и учащихс€, их сотворчестве, взаимовли€нии и взаиморазвитии. Ћичность ребенка ее значимость в жизни школы в наши дни уравниваетс€ с личностью педагога. –ебенок - высша€ ценность педагогической культуры, уникальное €вление мира. ≈го жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно.

“аким образом, анализ изученной литературы позвол€ет заключить, что определение внеклассной работы, данное «.ј.Ќефедовой наиболее полное, так как оно включает организацию педагогом различных видов внеклассной работы. ќдним из видов внеклассной работы €вл€етс€ кружкова€ работа, котора€ способствует развитию творческих способностей.

¬неклассна€ работа имеет свои особенности, требовани€, цели, задачи, обладает возможност€ми воспитательного воздействи€ на ребенка.

 

√Ћј¬ј 2. ћетодика организации и проведени€ кружковой работы

 

2.1. ќрганизаци€ кружковой работы

 —истема дополнительного образовани€, включающа€ в себ€ все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, представл€ет большие возможности дл€ сохранени€ и изучени€ педагогических традиций и,   одновременно, позвол€ет внедр€ть самые современные методы обучени€, развити€ и воспитани€, основанные на гуманистических ценност€х педагогики сотрудничества. »менно в системе дополнительного образовани€ стал возможен действительно индивидуальный подход  к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации.

ќсновной задачей зан€тий в детской студии изобразительного творчества €вл€етс€ развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучени€.

—овременные методики внеурочной де€тельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучени€ и развити€ художественно-творческих способностей.

¬ работе кружка € часто примен€ю метод коллективного проектировани€. Ќесомненное достоинство этого метода в том, что учащиес€ могут творчески и качественно выполнить индивидуальный «кусочек» работы, отвечающий общей теме. ј при объединении таких «кусочков» получаетс€ значительный результат.

 оллективное творчество дисциплинирует, сближает реб€т, вносит здоровый дух соревновани€. «а  прот€жении нескольких лет  учащиес€ нашей школы подготовили   немало интересных и оригинальных работ. ¬от некоторые темы проектов «ѕлакат ко ƒню ћатери», «ќформление кабинета к Ќовому году», «ѕоздравление √арнизонного ƒома  офицеров с днем рождени€», «„асы в стиле «Ётно», «— днем рождени€, ¬.Ўаинский!», « оллективна€ открытка к дню ”чител€».

ќдно из достоинств коллективного проектировани€ – создание в кружке особой атмосферы, дающей дет€м возможность попробовать себ€ в различных направлени€х творческой де€тельности. ќна позвол€ет: повысить мотивацию изучени€ изобразительного искусства, реализовать свои творческие идеи; принимать самосто€тельные решени€; поверить в свои силы.

“ак же в своей работе придерживаюсь  следующих принципов:

·                 зан€тие изобразительным искусством направлено на самовыражение и развитие личности;

·                 авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создател€ своего произведени€, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства;

·                 в ходе зан€тий изобразительным искусством школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позици€ми: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.

·                 любые виды изобразительной де€тельности в кружке должны носить личностный смысл, согласовыватьс€ с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика;

·                 в ходе  зан€тий необходимо как можно больше предоставл€ть дет€м свободу выбора: создани€ замысла творческой работы, вида де€тельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой  работы, сложности выполнени€ творческой задачи;

·                 зан€ти€ изобразительным  искусством необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтени€м к видам де€тельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).

Ўкольники младшего возраста с большим увлечением занимаютс€ практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводитс€ выполнению практических заданий. Ќагрузка во врем€ зан€тий  соответствует силам и возможност€м кружковцев, обеспечивать их зан€тость в течение всего зан€ти€.  “еоретический материал обычно даю в начале зан€ти€. Ќовую тему, то или иное задание  объ€сн€ю просто и доходчиво, об€зательно закрепл€€ объ€снение показом нагл€дного материала.
 ¬ зависимости от поставленных задач   на зан€ти€х € использую различные методы  (словесные, нагл€дные, практические), чаще всего, сочета€ их.
 ѕри составлении плана зан€тий надо учитываю возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиес€ знани€ и навыки.
 

2.2 –азработка программы кружка «ёный художник»

ѕрограмма кружка «ёный художник» разработана дл€ учащихс€ 7-10 лет, срок реализации программы – 1 год. ѕредлагаема€ программа построена так, чтобы дать учащимс€ €сные представлени€ о системе взаимодействи€ искусства с жизнью. ѕредусматриваетс€ широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. –абота на основе наблюдени€ и изучени€ окружающей реальности €вл€етс€ важным условием успешного освоени€ детьми предлагаемого материала.

ѕо€снительна€ записка

÷елью работы кружка изобразительного искусства €вл€етс€ развитие творческих способностей, формирование художественной культуры учащихс€ как неотъемлемой части культуры духовной.

«адачи:

·                 ‘ормирование у учащихс€ нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

·                 ‘ормирование художественно-творческой активности;

·                 ќвладение образным €зыком изобразительного искусства посредством формировани€ художественных знаний, умений и навыков.

’удожественна€ де€тельность школьников на зан€ти€х кружка находит разнообразные формы выражени€:

·                                     изображени€ на плоскости и в объеме (с натуры, по пам€ти, по представлению);

·                                     декоративна€   работа;

·                                     воспри€тие €влений действительности и произведений искусства;

·                                     обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы;

·                                     прослушивание музыкальных и литературных произведений.

ѕринципиальное значение имеет вы€вление нравственного, эстетического содержани€ разнообразных художественных €влений.  ’удожественные умени€ и навыки группируютс€ вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, лини€, объем, фактура материала, ритм, композици€.

¬ программе выделены три способа художественного освоени€ действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, присутствует межпредметна€ св€зь - изобразительное искусство-литература-музыка. Ќаполн€емость группы детей в возрасте 7-10 лет рекомендуетс€ 10-12 человек. ¬ основе лежат групповые творческие зан€ти€. ћетоды работы: словесные, нагл€дные, практические, метод коллективного творческого проектировани€.

”чащиес€ должны научитьс€:

·                 передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

·                 выбирать наиболее подход€щий формат листа при работе;

·                 в рисунке с натуры передавать единую точку зрени€ на группу предметов;

·                 св€зывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображени€;

·                 работать на заданную тему, примен€€ эскиз и зарисовки;

·                 работать с натуры  в живописи и в графике;

·                 передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и  воздушной перспективы;

·                 отражать в рисунках и проектах единство формы и декора.

«ан€ти€ рассчитаны на 30 часов в год, 1 час в неделю.

                                “ематическое планирование

єє

“ема творческого зан€ти€

»гра

Ћитературное произведение

“ворческое задание

–исунок, проект

11

ћой любимый цвет

Ћюбимый цвет

—вой цвет. Ќ. јбрамцева

’арактер цвета.

Ћюбимые узоры

22

–азноцветный человечек

 ак цвета друг друга украшают

–азноцветный человечек ј.ѕавлов

Ќастроение

—луша€ свое сердце

33

ћир цвета радуги

Ќайди радугу

–адуга Ќ. јбрамцева

-

ћузыкальна€ радуга

34

«еленое платье земли

 то самый зеленый

¬олшебна€ зелена€ палочка ћ. —кребцова

«елена€ истори€

«елена€ планета

55

«еленое лето

-

«елена€ сказка Ќ. јбрамцева

ѕортрет зеленого цвета

‘е€ зеленого цвета

66

 расный цвет

ќтгадай цвет

 расна€ дуга ћ. —кребцова

 расный цвет

 расные цветы

67

—иний и голубой

-

—таринна€ легенда о васильке ѕ. ћантегацц

’арактер синего цвета

ѕортрет синего цвета

68

 то самый белый

 то самый белый

Ѕела€ снежинка ћ. —кребцова

Ѕелые нар€ды

Ќар€д снежинки

69

»сследуем белый цвет

Ѕела€ сказка

—ама€ нужна€ краска

–оль белого цвета

—мешиваем краски

610

ƒружные краски

 акого цвета одежда

“ри братца ћ. —кребцова

—емь€ красок

¬стреча трех цветов

111

— кем дружит черный цвет

 то дружит с черным цветом

ѕодарок феи черного цвета ћ. —кребцова

–адостный черный

ѕодарок царице красок

112

„ерный и серый

÷ветные сценки

—ерый кот и черна€ мышка ћ. —кребцова

ѕогружение в цвет

—окровища феи черной ночи

113

∆елтый цвет земли

 ачества желтого цвета

ƒрузь€ золотого луча ћ. —кребцова

∆елтые цветы

—олнечный рисунок

114

∆елтый и золотистый

 ому нужен желтый цвет

—олнечна€ краска ћ. —кребцова

Ўутки желтого цвета

 огда солнышко смеетс€

115

∆елтые краски осени

ќсенний пейзаж

∆елтый свет (отрывки)  .ѕаустовский

ќсенний натюрморт

‘е€ осени

1 16

—иренева€ страна

 акого цвета любовь

—казка о сирени ѕ. ћантегацц

—иренева€ сказка

ѕортрет сиреневого цвета

117

ќранжевый цвет

„то на земле оранжевое

–ыжа€ сказка Ќ. јбрамцева

ќранжева€ тыква

ѕортрет с веснушками

118

 оричневый мир

 оричневый или белый

—емена жизни ј. Ћопатина

 оричневый мир

 арие глаза

119

Ўоколадное королевство

ѕланеты разного цвета

Ўоколадна€ планета ј. Ћопатина

Ўоколадный рецепт

Ўоколадное королевство

220

»сследуем €зык цвета

–азноцветный светофор

ѕестра€ сказка Ќ. јбрамцева

”гадай цвет

”лыбки цветов

221

—оздание портрета

–исуем портрет по кругу

ћамин портрет ћ. —кребцова

–азговор с портретом

ѕортрет друга

222

ѕогружение в натюрморт

”гадай натюрморт

÷елебный натюрморт ј. Ћопатина

—мотри внимательно

—оставл€ем натюрморт

223

 расота пейзажа

ѕалитра художника

—казка про художника

÷вета пейзажа

 раски природы

224

∆ивые картины

”гадай картину

Ўелкова€ картина

ѕортрет художника

«ал музе€

225

—амый лучший букет

–одители цветов

¬стреча ј. Ћопатина

 раски букетов

Ѕукет качеств

226

»сторическа€ картина

»сторический сюжет

ѕам€тник железному “имуру ј.Ћопатина

¬ойна на картине

»стори€ моей жизни

227

јкварель

јкварельный облик предмета

‘е€- акварель

ј. Ћопатина

»зучаем акварель

ћир акварели

228

 арандаш

–ассказ карандаша и фломастера

 раски рассвета ј.Ћопатина

»зучаем карандаши

 арандашный человечек

229

÷вет и звук

”гадай цвет по звучанию

ћузыка и цвет ј.Ћопатина

÷вет звуков

–азноцветный звукор€д

330

язык красок

 раски города и деревни

ќ чем рассказывают цветы и цвета

¬икторина красок

∆изнь красок на земле.

 

√Ћј¬ј 3. ƒиагностические исследовани€ уровн€ творческого потенциала школьников

 ÷елью исследовани€ €вл€етс€ оценка уровн€ творческого потенциала младших школьников.

«адачи:

1.»зучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.

2.¬ы€вить взаимосв€зь работы кружка с развитием творческих способностей.

3.–азработать и провести кружок.

4.ѕроизвести диагностику уровн€ креативности.

¬едущими методами данного исследовани€ €вл€ютс€:

1.теоретический метод - сравнительно-исторический анализ;

2.опросный метод - тестирование;

3.эмпирический метод - наблюдение;

4.количественный и качественный методы обработки данных.

¬ исследовании участвовали учащиес€ муниципального общеобразовательного учреждени€ «—редн€€ общеобразовательна€ школа с. ƒачное»  орсаковского городского округа —ахалинской области.

 адровое обеспечение исследовани€ - —моль€нова јлена —таниславовна, учитель изобразительного искусства и начальных классов, учитель высшей квалификационной категории, победитель муниципального этапа конкурса «”читель года —ахалинской области – 2010», участник областного конкурса «”читель года —ахалинской области - 2010», обобщен опыт районным методическим советом по теме «–азвитие творческих способностей учащихс€ на уроках изобразительного искусства через применение метода коллективного творческого проектировани€».

јнамнестический этап исследовательской работы был направлен на вы€вление уровн€ творческого потенциала младших школьников. ќсновной смысл работы на этом этапе состо€л в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке. ”частие детей сводилось к выполнению тестовых заданий. ƒл€ оценки уровн€ творческого потенциала на первоначальном этапе констатирующего эксперимента использовалс€ тест-методика дл€ определени€ творческих наклонностей у школьников.

¬ тесте члены кружка должны были выбрать один из предложенных вариантов поведени€ в ситуаци€х, описанных в ќпроснике дл€ определени€ творческих наклонностей у школьников —авенкова ј.». (приложение є1).

 

єє вопросов

Ќаправление исследовани€

1,5,9,16,21

разнообразие интересов

2,8,11,13,19,24

степень выраженности независимости ребенка

6,7,22

гибкость, приспособл€емость

4,12,18

любознательность

10,14,23

настойчивость

3,15,17,20

степень благопри€тного вли€ни€ семейной обстановки на развитие творческих способностей ребенка

 

  ќпросник определ€ет 3 уровн€ творческого потенциала:

·                 высокий;

·                 средний;

·                 низкий.

 ƒанные уровн€ творческого потенциала членов кружка  средней общеобразовательной школы с. ƒачное представлены в протоколе є 1 (приложениеє2).

»з протокола   видно, что у некоторых членов кружка уровень потенциала выше среднего (средний показатель 76%), но количество баллов на этом уровне разное. Ёто подтверждает диагностика уровн€ творческого потенциала членов кружка на констатирующем исследовании (приложение є 3).

јнализ теста говорит о том, что имеют разнообразные интересы 87%, независимость   выражена   у  39%,  гибкость  (показатели  «средний» + «высокий»)  у 100%, любознательность у 67%,  настойчивость  у  87%, имеют активную поддержку родителей 72% учащихс€.

 ружок «ёный художник» был организован на базе 1-4 классов. “ехнологи€ организации работы в кружке исходила из имеющегос€ личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихс€ навыков рисовани€), посто€нно задава€ и поддержива€ авторскую позицию учащегос€, затем переход€ к освоению комплекса стратегий, параллельно знаком€ детей с различными видами и направлени€ми искусства.

 Ќа начальном этапе работы кружка была проведена диагностика уровн€ сформированности навыков рисовани€ (авторы ћилованова √.ѕ. и ќвчинникова ќ.¬., приложение є 4).

»з диаграммы «ћониторинг уровн€ сформированности навыков рисовани€» видно, что уровень сформированности на начальном этапе низкий (приложение є 5).

”же в середине 1-го класса  были организованы тематические выставки детских работ. Ќа этом этапе дети не только продолжали развивать стратегии творческой де€тельности, но и стали участвовать в проектной де€тельности. Ќа 2 году зан€тий кружка реб€та продолжали участвовать в творческих и исследовательских проектах,   выступали с позиции «художника», «исследовател€», «зрител€». ¬ построении этих зан€тий € включала детей в комплексные виды де€тельности, активно использу€ зан€ти€-проекты, зан€ти€-исследовани€, зан€ти€-мастерские, зан€ти€-презентации, зан€ти€-экскурсии. 

ќдним из составл€ющих факторов в моей работе и педагогической практике, €вл€етс€ конечный результат работы, который ни в коем случае не должен оказатьс€ незамеченным и остатьс€ без оценки, пусть словесной, подбадривающей, наставл€ющей.  —амой большой наградой дл€ учител€, €вл€етс€ успех ученика, а если есть успех, значит, нет ошибки, нет впустую потраченного времени, а есть нова€ личность не способна€ уничтожить прекрасное, а, наоборот, сотворить и создать красоту, и подарить ее люд€м. –абота с учащимис€ в кружке на прот€жении 3 лет с применением метода коллективного проектировани€ с целью развити€ творческих способностей показала рост креативности.

јналогична€ диагностика, проведенна€ через три года, обнаружила увеличение среднего балла на 9 пунктов (с 18 баллов до 27), а у некоторых учащихс€ значительно больше, в частности, у —околовой Ћеры с 30 баллов до 58 (при максимальном показателе – 64 балла) (приложение є 6).  јнализ  полученных данных говорит о том, что у всех учащихс€ уровень творческого потенциала увеличилс€. ƒанные представлены на сравнительной диаграмме эксперимента (приложение є 7).

»сход€ из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают свои творческие способности. “аким образом, можно сказать, что   гипотеза моей работы доказана.

 

«ј Ћё„≈Ќ»≈

“аким образом, анализ изученной литературы [1- 18] позвол€ет сделать вывод, что внеклассна€ работа обладает некоторыми возможност€ми воспитательного воздействи€ на ребЄнка, например, разнообразна€ внеучебна€ де€тельность способствует более разностороннему    раскрытию   индивидуальных   способностей   ребенка,   которые   не всегда   удаЄтс€   рассмотреть   на   уроке,   включение   в   различные   виды   внеклассной работы, обогащает личный опыт ребЄнка.

 “акже специфика внеклассной воспитательной работы про€вл€етс€ на уровне следующих задач:

1.формирование у ребЄнка положительной «я» - концепции;

2. формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействи€;

3. развитие познавательного интереса и др.

ќсобенност€ми внеклассной воспитательной работы €вл€ютс€:

1.отсроченность во времени;

2. отсутствие жестких регламентаций;

3.отсутствие контрол€  результатов внеклассной работы.

“ребовани€ к внеклассной работе:

1. при организации и проведении внеклассной работы об€зательна постановка целей;

2. перед началом необходимо определить ожидаемые результаты;

3. педагог – организатор должен обладать высокими личностными качествами.

ќдним из видов внеклассной работы €вл€етс€ кружкова€ работа, котора€ стала сферой освоени€ учащимис€ личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной де€тельности по интересам, помогает реб€там в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

 ружкова€ работа обеспечивает развитие познавательных сил и способностей.

—пособности обнаруживаютс€ только в де€тельности, котора€ не может осуществл€тьс€ без наличи€ этих способностей.

ƒе€тельность может носить творческий характер. ≈сли человек вносит в свою де€тельность элементы нового, это и есть творчество.

“ворчество (креативность) есть высша€, наиболее сложна€, активна€ форма про€влени€ отношени€ человека к работе.

”спешность развити€ творческих способностей зависит от особенностей развити€ детей определЄнного возраста.

 ¬ младшем школьном возрасте учебна€ де€тельность становитс€ ведущей. ƒоминирующей функцией в младшем школьном возрасте становитс€ мышление. Ѕлагодар€ этому интенсивно развиваютс€, перестраиваютс€ сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.  ”частие в кружковой работе помогает школьникам получить много поучительного, углубить свои знани€, повысить уровень творческого потенциала. ƒл€ организации кружковой работы следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальна€ база школьных мастерских и интересы учащихс€.

ƒиагностические исследовани€ проводились в ћќ” «—редн€€ общеобразовательна€ школа с. ƒачное»  орсаковского городского округа —ахалинской области. ¬ исследовании принимало участие 8 учеников, посто€нно посещающих кружок. ƒл€ оценки уровн€ творческого потенциала на первоначальном этапе констатирующего эксперимента использовалс€ тест-методика дл€ определени€ творческих наклонностей у школьников.  ƒиагностические исследовани€ показали, что при констатирующем исследовании уровень творческого потенциала у всех членов кружка был средний, но с разным количеством баллов. ѕри контрольном исследовании данные показывают, что у всех реб€т уровень творческого потенциала увеличилс€.

” 26% учащихс€ увеличилс€ до высокого уровн€, у остальных 74% по количеству набранных очков уровень творческого потенциала близко подходит к среднему уровню.

»сход€ из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают свои творческие способности. “аким образом, можно сказать, что   гипотеза моей работы доказана.

 

Ћ»“≈–ј“”–ј

1. Ѕатаршев ј.¬. ѕсиходиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности.- ћ.: ¬Ћјƒќ—, 2001.

2.  Ѕилан ј.ј. —ловарь педагогических терминов. – ќмск, 2003.

3.  Ѕим-Ѕад Ѕ.ћ. ѕедагогический энциклопедический словарь.- ћ.: Ѕольша€ российска€ энциклопеди€, 2002.

4.  ¬алок ј. ѕсихическое развитие ребЄнка. - ћ.: ѕросвещение, 1967.

5.  ¬еллер Ћ.ј., ћухина ¬.—. ѕсихологи€. - ћ.: ѕросвещение, 1988.

6.  ¬ульфсон —.». ”роки профессионального творчества. - ћ.: јкадеми€, 1999.

7.   √олованов ¬.ѕ. ћетодика и технологи€ работы педагога дополнительного образовани€. - ћ.: ¬Ћјƒќ—, 2004.

8.  «емцов ».ј.  ружок нужен и дет€м и учителю// Ўкола и производство, є3, 1995.

9.  «имн€€ ».ј. ѕедагогическа€ психологи€.- –остов н/ƒ: ‘еникс, 1997.

10.  укушкин ¬.—. ¬ведение в педагогическую де€тельность. - –остов н/ƒ: ћарт, 2

‘айлы (всего: 5)
‘айлы (всего: 5)
файл
docx
24.18 KB
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 1_ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ “¬ќ–„≈— »’ Ќј ЋќЌЌќ—“≈….docx
файл
docx
17.04 KB
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 2_ѕротокол проведени€ теста.docx
файл
docx
76.53 KB
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 3_опросник савенкова.docx
файл
docx
17.21 KB
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4_ƒ»ј√Ќќ—“» ј ”–ќ¬Ќя —‘ќ–ћ»–ќ¬јЌЌќ—“» Ќј¬џ ќ¬ –»—ќ¬јЌ»я.docx
файл
docx
24.51 KB
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 5_6_7_—формированность навыков рисовани€.docx

 омментарии: