Регистрация
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Василий Александрович Сухомлинский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
Сейчас на сайте: 23

Версия для слабовидящих
Мой университет
Мой университет КУРСЫ

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

январь, 2014 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ                                                             

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ                                               

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА                                                                        

РАЗДЕЛ 4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                                                               

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                    

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                            

 

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Вызовы современности на первый план в образовании выдвигают проблему развития личности ученика, которое достигается через формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия определены в «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования» как «обобщённые способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях». Овладение учащимися универсальными учебными действиями способствует самостоятельному, сознательному и активному усвоению новых знаний, умений и формированию компетентностей. Соответствующая  работа должна проводиться во всех образовательных учреждениях на всех предметах по всем направлениям урочной и внеурочной деятельности. Базой для становления моего опыта стала средняя общеобразовательная школа с. Дачное Корсаковского городского округа Сахалинской области.

В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, тема моей работы была определена, как «Применение новых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС»

Использование возможностей современных развивающих технологий на уроках изобразительного искусства, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного ученика:

 - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);

 -   коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

 - самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

 - самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Исходя из этих данных, я определила главную цель своей работы как применение новых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства для развития творческой, культурной, разносторонне развитой личности и формирования базовых компетентностей современного ученика.   

Реализовать поставленную цель можно, решив следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме.
  2. Изучить виды образовательных технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе.
  3. Определить наиболее эффективные новые технологии для уроков изобразительного искусства.
  4. Применить на уроках изобразительного искусства новые образовательные технологии.

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в применении новых образовательных технологий в учебном процессе школьников на уроках изобразительного искусства. Методическим средством работы на уроках является использование новых подходов в организации учебного процесса (проблемного обучения, проектной технологии, ИКТ, групповых технологий, деятельностного подхода и др.)  Такие изменения предполагают трудоемкость работы, которая заключается в реализации организационных условий подготовки подобных уроков (выбор темы проектов; интеграция знаний, полученных на разных предметах, в соответствии с заявленной темой; развитие способности учащихся  к совместному творческому труду; освоение новых технологий учителем и учениками).

Актуальность моей работы заключается в применении эффективных образовательных технологий для достижения обозначенных ФГОС результатов.

Новизна изменений заключается в подборе современных эффективных технологий, способствующих развитию творческой, культурной, разносторонне развитой личности  и формированию базовых компетентностей современного ученика. 

Объектом исследования является образовательный процесс с применением новых образовательных технологий.

Предметом исследования является процесс развития творческой, культурной, разносторонне развитой личности и формирования базовых компетентностей современного ученика. 

Основная педагогическая идея моей работы  заключается в использовании возможностей современных развивающих технологий на уроках изобразительного искусства, позволяющих развивать творческую, культурную, разносторонне развитую личность и  обеспечить формирование базовых компетентностей современного ученика:

  • информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);
  • коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Этапы  работы над опытом:

На 1 этапе работы я изучила следующую литературу.

  1. Вахрушев А.А., Бунеева Е.В., Козлова С.А., Пронина О.В., Кремлева И.И. Образовательная система «Школа 2100»: Реализация нового образовательного стандарта. Пособие для учителя 1-го класса — М. : «Баласс», 2010. — 128 с.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.
  4.  Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.
  5. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.

На 2 этапе работы рассмотрела виды педагогических технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе.

На 3 этапе выбрала наиболее эффективные  для уроков изобразительного искусства технологию проблемного обучения, проектную технологию, ИКТ, групповые технологии, деятельностный подход. Подробно остановилась на их изучении и апробации на уровне отдельных элементов урока.

На 4 этапе применяю на уроках изобразительного искусства новые педагогические технологии.

В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и занятиях кружка «Юный художник». Они позволили сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития творческого мышления и фантазии, познавательных процессов личности ребенка, формирования базовых компетенций личности.

Длительность работы над опытом

В течение 4-х лет данный опыт применяется на уровне целостной системы,  задействовано 30,3 % учащихся от количества учащихся школы. В 2011-2012  количество учащихся, обучающихся по данной технологии, составило  35,5 % учащихся от количества учащихся школы.

Диапазон опыта 

Проводится развитие и воспитание творческой личности средствами изобразительного искусства в системе урочной и внеурочной работы по всем направлением программного содержания изобразительного искусства.

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяющих логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.

Структурные элементы проблемного урока:

1) актуализация прежних знаний учащихся;

2) усвоение новых знаний и способов действия;

3) формирование умений и навыков.

Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока.

Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности:

1) возникновения проблемных ситуаций и постановка проблемы;

2) выдвижения предположений и обоснования гипотезы;

3) доказательства гипотезы;

4) проверки правильности решения проблемы.

Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий. Быстрота и легкость проявляются путем подсчета количества ответов, идеи или решения задачи за отведенный промежуток времени, гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие, оригинальность оценивания по частоте данного ответа в однородной группе (школьники одного класса).

Формы, методы и средства:

Одним и основных средств обучения является учебник. Используемый УМК – под ред. Т.Я. Шпикаловой – разработан таким образом, чтобы реализовать идею перехода от школы знаний к школе компетенций.

Учебный материал в учебниках структурирован таким образом, чтобы изученные понятия были востребованы в течение всего курса.   Материал излагается доступным, понятным языком.

Теоретический материал сопровождается иллюстрациями (рисунками, цветными фотографиями, иллюстрациями). Таким образом, есть возможность обучать детей работать с информацией, представленной в различных формах.

Задания и упражнения представлены в различных формах и требуют от учащихся представления различных образовательных продуктов.

Что касается группы умений по постановке и решению проблем, то эти умения формируются в процессе вовлечения учащихся в проблемно-диалогическую, проектную и исследовательскую деятельность.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. На таком уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различаются  два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения  побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно разовьет логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы  пошагово подвожу учеников к  формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию.  При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

В основу творческой проектной деятельности положена идея направленности на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой творческой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и находить нестандартные варианты решения проблемы.

Метод коллективного проектирования близок к таким методам, как проблемное обучение, практическое занятие, исследовательское обучение и др. Проектная деятельность учащихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Организация исследовательской деятельности в школе позволяет:

  • приобрести учащимся навык исследования как функционального способа освоения действительности;
  • развивать способности к творческому и исследовательскому типам мышления;
  • активизировать личностную позицию ученика на основе приобретения им качественно новых  и личностно значимых для него знаний.

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

На 1 этапе работы я изучила следующую литературу.

  1. Вахрушев А.А., Бунеева Е.В., Козлова С.А., Пронина О.В., Кремлева И.И. Образовательная система «Школа 2100»: Реализация нового образовательного стандарта. Пособие для учителя 1-го класса — М. : «Баласс», 2010. — 128 с.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.
  4.  Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.
  5. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.

Выяснила, ключевые моменты:

-  Стандарт направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;

- В основе Стандарта лежит  системно - деятельностный подход, который предполагает  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

На 2 этапе работы рассмотрела виды педагогических технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе (Приложение № 1):

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • коммуникативное обучение;
  • проектная технология;
  • игровые технологии;
  • диалог культур;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • дидактическая многомерная технология;
  • групповые технологии;
  • КСО (коллективный способ обучения);
  • компетентностный подход;
  • деятельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход.

Организационные формы:

  • учебная исследовательская деятельность;
  • изготовление учебных продуктов;
  • работа в системе погружения.

На 3 этапе предполагаю, что наиболее эффективными будут технология проблемно-диалогического обучения, проектная технология, ИКТ, групповые технологии, деятельностный подход. Подробно останавливаюсь на их изучении и апробации на уровне отдельных элементов урока.

На 4 этапе применяю на уроках изобразительного искусства новые педагогические технологии.

На проблемно-диалогических уроках  я сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогаю ученикам осознать учебную проблему. Тем самым у ребят вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.

Затем, посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Пример: фрагмент урока ИЗО в 6 классе, тема  «Рыцарский замок в средневековой Европе»

Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление противоречий

Внимательно рассмотрите

в учебнике два рисунка.

Прочитайте подписи к ним.

Рассматривают иллюстрации: «Крепость Бонари»,

«Замок Эльтц. Мазель».

(Проблемная ситуация.)

побуждение к осознанию

– Что вас удивило? Что интересного заметили?

Крепость Бонари выглядит мощной и тяжеловесной, а замок Эльтц словно взлетающим в небо. (Осознание противоречия)

побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Почему же так по – разному выглядят замки? Почему у них такой различный архитектурный облик? (Вопрос.)

вопрос

Фиксирую вопросы на доске.

 

 

Побуждающий диалог может потребовать применения наглядных или технических средств обучения, поскольку для создания проблемной ситуации часто необходим определенный видео или аудиоматериал.

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка

проблемы

Задание на известный

Материал.

– Рассмотрите слайды, определите стиль архитектуры.

(Показ слайдов с романтическим и готическим стилями.)

Успешно выполняют задание.

 

Задание на новый

материал

 

– Определите стиль этих

архитектурных сооружений.

 (Показ слайдов со стилем барокко.)

Испытывают затруднение.

(Проблемная ситуация.)

 

побуждение

к осознанию

– Вы смогли определить

стиль?

– Нет, не смогли.

 

побуждение

к проблеме

 

– В чем затруднение?

– Какой же возникает вопрос?

– Он называется «барокко».

– Мы такой стиль не изучали.

(Осознание противоречия.)

тема

 

Значит, какая сегодня тема

урока?

Фиксирует тему на доске.

– Что это за новый стиль?

– Барокко. (Проблема как

тема.)

На уроках активизирую учебно-познавательную деятельность  так, чтобы учащиеся приобретали основные навыки получения знаний и на основе этого учились  самостоятельно «добывать знания».  Например, добывая информацию о  технологии изготовления глиняной игрушки различными мастерами, учащиеся делают выводы об инструментах, материалах, традициях русских мастеров. Подобную работу учащиеся выполняют как индивидуально, так и группами. При выполнении коллективных заданий дети учились высказывать свое мнение, слушать товарищей, обсуждать варианты, находить коллективное решение. Сначала с помощью учителя, а затем и самостоятельно, учащиеся научились распределять задания внутри группы, выполнять их как часть целого.

Таким образом, были освоены технологии проблемно-диалогического обучения и  творческой проектной деятельности, в основу которых  положена идея направленности на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой творческой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и находить нестандартные варианты решения проблемы.

В качестве одного из методов проектной деятельности применялась технология   интеллект-карт - метода  графического  выражения  процессов  восприятия,  обработки  и  запоминания  информации,  творческих  задач,  инструмент  развития  памяти  и  мышления (Приложение № 2). Эффективность  использования  данного  метода  связана  с  устройством  человеческого  мозга,  отвечающего  за  обработку  информации. 

Интеллект-карта  дала  обучающимся  возможность научиться  самостоятельной  работе  с  учебным  и  справочным  материалами; развивать творческие способности, интеллект,  пространственное  мышление,  уверенность  в  своих  силах  и  способностях,  познавательную  и творческую активность. Разрабатывая интеллект-карты по различным темам программы по изобразительному искусству, учащиеся анализировали и систематизировали собранную информацию и создали свой банк интеллект-карт (Приложение № 3). 

Творческая работа над проектами и созданием интеллект-карт выполнялась как индивидуально, так и коллективно  (Приложение №  4, 5).

Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс, но и повысил мотивацию в обучении (коллективный творческий проект на интерактивной доске «Витраж», коллективный творческий проект на интерактивной доске «Пирамиды Египта» - Приложение № 5).

Таким образом, для своей работы я  использую проблемно-диалогическоую технологию, проектные и исследовательские методы обучения, ИКТ, поскольку они позволяют решить проблему развития творческих способностей  и формирования базовых компетентностей личности достаточно эффективно.

 В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и занятиях кружка «Юный художник». Они позволили сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышления и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Это хорошо проявилось в участии работ детей  в творческих мероприятиях различного уровня.

 

РАЗДЕЛ 4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В 2010 году опыт по проблеме «Развитие творческого начала у обучающихся на уроках изобразительного искусства через использование метода коллективного проектирования» был обобщен районным экспертным методическим советом (Свидетельство об обобщении педагогического опыта экспертным методическим советом отдела образования Департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа, 2010) (Приложение 6)

В 2010 году опыт был представлен на  муниципальном и региональном конкурсах «Учитель года Сахалинской области - 2010».

В 2010 году выступила на августовском педагогическом совещании педагогических работников Корсаковского городского округа с докладом «Коллективный проект – технология успешного обучения изобразительному искусству».

Опыт представлен в статье «Развитие творческого начала у обучающихся на уроках изобразительного искусства через применение метода коллективного проектирования» (Педагогические инновации. Сборник работ. Южно-Сахалинск,2010)

В 2011 году мои исследования легли в основу научно-методической разработки,   успешно защищенной на кафедре ХЭВ ИРОСО.

В 2011 году выступила на августовском педагогическом совещании педагогических работников Корсаковского городского округа с докладом «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».  На основе данной технологии на базе МБОУ «СОШ с. Дачное» была открыта муниципальная экспериментальная площадка по проблеме «Формирование универсальны универсальных учебных действий познавательной направленности  (действия постановки и решения проблем) у обучающихся  на уроках изобразительного искусства».

В условиях внедрения ФГОС тема опыта была скорректирована – «Применение новых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС».

В 2012 и 2013 учебных годах участвовала в муниципальных конкурсах экспериментальных площадок, где представила аналитические отчеты о работе площадки по формированию УУД познавательной направленности. В 2013 году аналитический отчет о работе площадки занял 3 место в районе.

Педагогический опыт реализуется учителями начальных классов Фоминой Г.А., Шаталовой Е.В., Силенок Е.Г., учителем искусства Зяблицкой С.С. Опыт был заслушан на Муниципальном конкурсе «Лучший классный руководитель - 2012».

Опыт описан в статье «Развитие творческого начала у обучающихся на уроках изобразительного искусства через применение метода коллективного проектирования» (Электронные СМИ Педсовет/Pedsovet.org»№ 1533116).

Опыт  по проблеме «Развитие творческого начала у обучающихся на уроках изобразительного искусства через применение метода коллективного проектирования» опубликован на сайте Всероссийского Центра гражданского образования «Восхождение» (публикация опыта ЦВ № 4788004 20 июня 2013).

Опыт по проблеме «Система работы классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся» опубликован на сайте Всероссийского Центра гражданского образования «Восхождение» (публикация опыта Центр гражданского образования «Восхождение» ЦВ № 4788005 20 июня 2013)

За четыре года учащиеся освоили проблемно-диалогическую технологию, метод интеллект-карт, выполнили 15 коллективных творческих проектов, участвовали в муниципальных и региональных творческих конкурсах «Противопожарная безопасность» - 3 место, «Живи, лосось!» - лучшая коллективная работа, «Мы за здоровое будущее» -1 место, конкурс рисунков по произведениям А. П. Чехова – 1 и 2 места,   «Дети – творцы безопасности» - 1 место, исследовательский проект «Веселый птичий перезвон» - 1 место, «Сахалинские узоры- 2011» - участие, «Защитники Земли русской» - 1 место.

В 2013 году ученица моего класса Саидова Камилла стала победителем, обладателем приза Гран При и денежной премии Всероссийского конкурса  «Креативность. Интеллект. Талант.», проводимого Малой Академией Наук РФ, ученицы Смольянова Анна и Зяблицкая Полина  заняли 2 и 3 места.

В 2013 году ученица Смольянова Анна стала победителем Всероссийского творческого конкурса «Палитра лета», ученица Дмитриева Диана заняла 3 место во Всероссийском творческом конкурсе «Фантастическое животное».

Следовательно, применение новых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства дает положительный результат. Использованные технологии достаточно эффективны и, на мой взгляд, имеют большое будущее, так как способствуют развитию творческой, культурной, разносторонне развитой личности и формированию базовых компетентностей современного ученика, соответствующих требованиям нового образовательного Стандарта.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вахрушев А.А., Бунеева Е.В., Козлова С.А., Пронина О.В., Кремлева И.И. Образовательная система «Школа 2100»: Реализация нового образовательного стандарта. Пособие для учителя 1-го класса — М. : «Баласс», 2010. — 128 с.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.
  4.  Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.

Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100».

 

Документы (всего: 6)
Документы (всего: 6)

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

2013 г

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способ­ностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. По­местить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается ис­кать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».

Учитель – один из немногих людей, даю­щих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.

Учителю нужно сделать все возможное, чтобы выявить способ­ности учащихся. Для полноценного развития ребенка необ­ходимо погрузить его в различные виды твор­ческой деятельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

Учитель является творцом интересных дел и разнообразных форм работы для детей. Не­обходимо освоение таких форм воспитатель­ной работы, которые выявляют  индивидуальные свойства личности, развивают эмоци­ональную сферу, воспитывают потребность в человеке.

Больше всего этим требованиям соответствуют приоритет­ные для современных школьников игровые, те­атрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Цель моей деятельности как классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе через творческую деятельность.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через творческую деятельность;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

В соответствии с этими задачами я выбрала такие формы работы  по развитию творческих способностей учащихся:

 1. Обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся:

-  индивидуальные: беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.;

-   коллективные: проведение творческих конкурсов,  выпуск школьных предметных газет и оформление стендов, работа творческих групп;

2Разработка совместно с учащимися программ (кружок «Рисуем нитью», «Юный художник»)

3. Участие в  районных, областных конкурсах, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

Мне необходимо было не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному, не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

     Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовало их, мне необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип «пользователя». Учитель должен пользоваться со­временными педагогическими разви­вающими технологиями, ориентиро­ванными на развитие способности учащегося быть субъектом образо­вательной деятельности как процесса своего развития в целом: и теле­сного, и эмоционального, и интеллек­туального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.  Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учи­тель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, име­ющую право быть личностью со свои­ми, уже сложившимися особенностя­ми.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4.  Принцип «сотрудничества».

                       

Этапы организации работы классного руководителя

  1. На диагностическом этапе были проведены следующие виды диагностических работ:

А) Психологическая диагностика, в процессе которой выявляется:
     – отношение к себе, другу, учителю, родителям;
     – вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и восприятие; стимулы для мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.).

 Данная диагностика помогает найти индивидуальный подход в работе с детьми. По результатам диагностики были  определены направления работы с тем или иным ребёнком.

  Б) Диагностика уровня сформированности навыков рисования;

  В) Диагностика определения творческих наклонностей у школьников. 

    Путем наблюдения и диагностирования был выявлен уровень художественного и эстетического развития, творческих способностей, креативности. Проанализированы  противоречия между желанием детей заниматься творчеством и возможностями материальной базы школы в соответствии с современными требованиями.

           2. Прогностический этап:

На этом этапе по проблеме творческого развития личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система внеурочных занятий и мероприятий.

Определены прогнозируемые результаты обучения. Предполагаются положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности, умеющей видеть и решать проблемы, создавать ситуацию успеха в своем коллективе для себя и для других.

          3. Организационный этап:

         На данном этапе была подготовлена материальная база, методическая литература, дидактический материал, определены условия успешного развития творческих способностей:

  • Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
  • Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей - чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение разноуровневых задач).
  • Третье  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдёт на пользу.
  • Четвертое условие успешного развития творческих способностей предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
  • Пятое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе.

          4. Практический этап:

   Классный коллектив был создан в 2008 году.  Я решила провести диагностические исследования уровня творческого потенциала учащихся моего класса в 1 и 4 классах после проведения систематической работы  по развитию творческих способностей.

На этом этапе исследовательской работы был выявлен уровень творческого потенциала младших школьников. Участие детей сводилось к выполнению тестовых заданий. Для оценки уровня творческого потенциала использовался тест-методика для определения творческих наклонностей у школьников.
           В тесте ребята  должны были выбрать один из предложенных вариантов поведения в ситуациях, описанных в Опроснике для определения творческих наклонностей у школьников Савенкова А.И. (приложение №1).

№№ вопросов

Направление исследования

1,5,9,16,21

разнообразие интересов

2,8,11,13,19,24

степень выраженности независимости ребенка

6,7,22

гибкость, приспособляемость

4,12,18

любознательность

10,14,23

настойчивость

3,15,17,20

степень благоприятного влияния семейной обстановки на развитие творческих способностей ребенка

  Опросник определяет 3 уровня творческого потенциала: высокий; средний;  низкий.

          Данные уровня творческого потенциала учащихся 1 класса  представлены в протоколе № 1 (приложение№2).
Из протокола   видно, что у некоторых ребят  уровень потенциала выше среднего (средний показатель 76%), но количество баллов на этом уровне разное. Это подтверждает диагностика уровня творческого потенциала учащихся  на констатирующем исследовании (приложение№3).
Анализ теста говорит о том, что имеют разнообразные интересы 87%, независимость выражена у 39%, гибкость (показатели «средний» + «высокий») у 100%, любознательность   у 67%, настойчивость у 87%, имеют активную поддержку родителей  72%учащихся.
Технология организации работы по развитию творческих способностей исходила из имеющегося личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихся навыков рисования). Уже в середине 1-го класса  были организованы тематические выставки детских работ. На начальном этапе работы была проведена диагностика уровня сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П. и Овчинникова О.В., приложение № 4). Из диаграммы «Мониторинг уровня сформированности навыков рисования» видно, что уровень сформированности на начальном этапе низкий (приложение № 5).  На этом этапе дети учились развивать стратегии творческой деятельности,  стали участвовать в проектной деятельности. Для развития креативного мышления ребятам были предложены развивающие игры, например:

 «Волшебные звуки». Ученикам дают прослушать музыку, которая считается не простой для восприятия (к примеру, Скрябина), потом предлагают с помощью подручных средств (пластилина и разноцветного бисера) передать свои впечатления от мелодии. Следует обратить внимание ребят на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнения задания. Под музыку можно так же попытаться представить пейзаж за окном, подробно рассказать о нём или нарисовать.

«Новая жизнь».     Учеников просят принести из дома сломанные игрушки и передать их соседям по парте, чтобы те придумали, как и где её можно использовать. Должны появиться самостоятельные идеи по поводу применения каждого предмета.

«Мой мир».   Ученикам предлагается изобразить свой мир, используя на всех всего один лист ватмана. Анализируя переживания собственной жизни, каждый  ребёнок должен  разместить на листе свой кусочек мира. Данный способ развивает у ребят толерантность, так как «миры» соприкасаются и даже пресекаются.

       Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, но никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Во 2; 3 и 4 классах  ребята продолжали участвовать в творческих и исследовательских проектах,   выступали с позиции «художника», «исследователя», «зрителя». В построении этих занятий я включала детей в комплексные виды деятельности, активно используя занятия-проекты, занятия-исследования, занятия-мастерские, занятия-презентации, занятия-экскурсии. 

Работа с учащимися на протяжении 4 лет с применением метода коллективного проектирования с целью развития творческих способностей показала рост креативности.

Аналогичная диагностика, проведенная через четыре года, обнаружила увеличение среднего балла на 9 пунктов (с 18 баллов до 27), а у некоторых учащихся значительно больше, в частности, у Соколовой Леры с 30 баллов до 58 (при максимальном показателе – 64 балла) (приложение № 6).  Анализ  полученных данных говорит о том, что у всех учащихся уровень творческого потенциала увеличился.

Результативность опыта

Наличие творческих работ учащихся  

№№

Вид работы

Тема

2008-2009

1 кл

2009-2010

2 кл

2010-2011 

3 кл 

2011-2012

4 кл

1

КТП

«Осеннее настроение»

9 чел. 

 

 

 

2

КТП

«Заселяем теремок»

9 чел. 

 

 

 

3

КТП

«Романтическая осень»

 

9 чел. 

 

 

4

КТП

«Звездное небо»

 

9 чел

 

 

5

КТП

«Новогодняя газета»

 

9 чел. 

 

8 чел

6

КТП

«Оформление к Дню Матери»

 

9 чел

 

8 чел

7

КТП

«Птичий перезвон»

 

9 чел. 

 

8 чел

8

КТП

«Подарок ветеранам»

 

9 чел. 

9 чел

8 чел

9

КТП

«Любимым мамам»

 

 

9 чел

8 чел

10

КТП

«Передай добро по кругу»

 

 

9 чел

8 чел

11

КТП

«Сбереги елочку»

 

 

9 чел

8 чел

12

КТП

«Птичий перезвон»

 

 

9 чел

8 чел

13

КТП

«Голубые  в зорях  острова»

 

 

9 чел

 

14

КТП

«Мой Сахалин»

 

 

9 чел

 

15

КТП

«Живи, лосось!»

 

 

9 чел

8чел

 

 

Участие и результативность учащихся в конференциях,  конкурсах

Учебные года

Класс

Ф.И. ученика

Вид работы

Занятое место

Уровень соревнований

Вид достижения

2008-2009

1

Иванищева П.

Конкурс «Противопожарная безоп-ть»

3 место

Муниципальный

Грамота

2009-2010

2

Куличенко Е.

Конкурс «Живи, лосось!»

2 место

Региональный

Грамота

2010-2011

3

 

Федякова К.

Лобахина О.

 

Воробьев В.

Федякова К.

Куличенко Е.

 

 

9 человек

 

 

Литвинов, Куличенко, Воробьев, Иванищева

Конкурс «Мы за здоровое будущее»

 

 

Конкурс рисунков по произведениям А.П.Чехова

 

 

Конкурс «Живи, лосось!»

 

 

Конкурс «Дети – творцы безопас-ти»

1 место

1 место

 

2 место

1 место

1 место

 

Номинация «Лучшая коллективная работа»

 

 

Лучшая коллективная работа

Муниципальный

 

 

Региональный

 

 

 

Региональный

 

 

Муниципальный

Грамота

Грамота

 

Грамота

Грамота

Грамота

 

Грамота+

ценный подарок

 

Грамота, подарок

2011-2012

4

Лобахина О.

 

8 человек

Конкурс «Дети – творцы безопас-ти»

Конкурс «Веселый птичий перезвон»

2 место

 

1 место

Муниципальный

Муниципальный

Грамота

 

Грамота 

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при систематической работе по развитию   творческих способностей можно добиться высоких результатов развития и личности каждого ребенка, способствовать его успешной социализации в обществе.

 

​ 

 

Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
ppt
13.34 MB
Обобщение опыта классного руководителя Смольяновой А.С..ppt

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2013 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В развитии личности ребенка особое место занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать  и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.

Общеобразовательные учреждения обладают достаточными возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания. Специфика  преподавания предметов культурологического цикла позволяет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей.  

Однако, « Результат образования – это  не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и  разнообразии  природы,  народов, культур,  религий», - подчеркнул  Д.Медведев в своем выступлении «Национальная образовательная инициатива: "Наша новая школа"».  

В своей работе я применяю метод коллективного проектирования на уроках изобразительного искусства и технологии. Несомненное достоинство этого метода в том, что учащиеся могут творчески и качественно выполнить индивидуальный «кусочек» работы, отвечающий общей теме. А при объединении таких «кусочков» получается значительный результат. Коллективное творчество дисциплинирует, сближает ребят, вносит здоровый дух соревнования.

Таким образом, тему своей работы я определила как «Развитие творческого начала у обучающихся на уроках изобразительного искусства через использование метода коллективного проектирования».

Одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить. Важно оказать поддержку творческому развитию детей,  помочь им найти свое место в нашем стремительном мире. Концепция модернизации Российского образования ставит перед образованием важную задачу- выявление и поддержку наиболее одаренных и талантливых детей. 

В основе моей концепции    лежат  следующие принципы:

  • Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам изобразительного искусства;
  • Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
  • В ходе обучения изобразительному искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
  • Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
  • Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
  • В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой  работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.
  • Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
  • На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.
  • Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
  • В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).  

Главной целью своей работы считаю формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, развитие художественно-творческих способностей. Наиболее эффективным способом достижения поставленной цели считаю использование на уроках изобразительного искусства метода коллективного проектирования.

Образовательная область «Искусство» на основе проектного метода обучения   предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

  Актуальность моей работы заключается в том, что именно творческое коллективное проектирование будет способствовать культурному и технологическому образованию, формированию художественной и технологической культуры каждого подрастающего человека.

Новизна.    Использование метода коллективного творческого проектирования способствует развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, умению работать в команде, что является одним из главных требований современного общества.

Объектом исследования являются учащиеся классов, в которых я преподаю изобразительное искусство.

Предметом исследования является образовательный процесс с применением метода коллективного проектирования.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогические особенности учащихся;
  • проанализировать научно-методическую литературу по организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства;
  • систематизировать информацию об обучении учащихся коллективной проектной деятельности;
  • разработать согласно рабочей программе перечень урочных и внеурочных коллективных проектов.

Теоретическая база  опыта представлена 10 источниками:

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /  Р.Арнхейм   – М.: Искусство, 1974. – 328с.
  • Ветлугина Н.А., Художественное творчество и ребенок  / Н.А.Ветлугина.    – М.: Педагогика, 1972. – 289с.
  • Выгодский Л.Ф. Собрание сочинений  / Л.Ф. Выгодский – М.: Педагогика, 1982. – 312с.
  • Кагаров, Е.Г. Метод проектов в школе / Е.Г.Кагаров. – М.: Брокгауз Ефрон, 2007. -182 с.
  • Морозова Л.Н. Проектная деятельность учащихся / Л.Н. Морозова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
  • Павлова М.Б. метод проектов в образовании школьников / М.Б.Павлова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 178 с.
  • Трофименко К.Д., О методике преподавания изобразительного искусства в школе / К.Д. Трофименко. – М.: Просвещение,   1965. – 274 с.
  • Шпикалова Т. Я., Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс М.: Просвещение 2007
  • Якужин В.А., Педагогическая психология / В.А. Якужин. -  Полиус, 1998. – 267 с.
  • Примерная программа по изобразительному искусству, 2004

Ведущая педагогическая идея  

Процессом коллективного творчества необходимо управлять. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности развивает общую креативность в любом другом виде деятельности (науке, искусстве).     Основной педагогической идеей моей работы, является то, чтобы  урок был направлен на развитие и формирование творческого начала у учащихся, в частности, через применение метода коллективного проектирования.

 Коллективное проектирование  формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. В классно – урочной системе обучение осуществляется обычно путем проблемных заданий, ситуаций. Например: коллективный проект «Проходите в избу», выполненный учащимися  5 класса, «Вещь в городе» проект-исследование учащихся 7 класса.

 На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися проектной деятельностью во внеклассной работе, и учащиеся нашей школы подготовили   немало интересных и оригинальных работ. Вот некоторые темы проектов «Плакат ко Дню Матери», «Оформление кабинета к Новому году», «Поздравление Гарнизонного Дома  офицеров с днем рождения», «Часы в стиле «Этно», «С днем рождения, В.Шаинский!», «Коллективная открытка к дню Учителя». Коллективный проект – это творческая работа учащихся, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Потребность – мотив – цель – задачи – действия.

Проектная деятельность  осуществляется согласно разработанному плану:

  • Диагностика и определение проблемы  
  • Формирование идеи и создание образа – эскиза проекта
  • Программа реализации проекта
  • Определение условий реализации проекта  
  • Завершение проекта и его экспертиза

Одно из достоинств коллективного проектирования – создание в классе особой атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях творческой деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать свои творческие идеи; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.

  Длительность работы над опытом

  1. Диагностический этап:

     Путем наблюдения был выявлен уровень художественного и эстетического развития, творческих способностей, креативности. Проанализированы  противоречия между желанием детей заниматься творчеством и возможностями материальной базы школы в соответствии с современными требованиями.

       Изучалась научная педагогическая, психологическая, художественная и искусствоведческая литература по выдвинутой проблеме. Были определены основанные подходы по реализации творческого развития школьников.

    2. Прогностический этап:

На этом этапе по проблеме творческого развития личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система уроков и внеурочных занятий и мероприятий.

Сформулирована основная идея опыта. Определены прогнозируемые результаты обучения. Предполагаются положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности через применение метода коллективного проектирования.  

    3. Организационный этап:

 На данном этапе была подготовлена материальная база, методическая литература, дидактический материал, таблицы, опорные схемы, поэтапные разработки, рисунки, иллюстрации.

    4. Практический этап:

В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и занятиях кружка «Юный художник». Они позволили сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышления и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Это хорошо проявилось в участии работ детей  на школьных и районных  выставках.

 Диапазон опыта

Проводится развитие и воспитание творческой личности средствами изобразительного искусства в системе урочной и внеурочной работы по всем направлением программного содержания изобразительного искусства.

Технология опыта   

Технология организации обучения исходит из имеющегося личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихся навыков рисования), постоянно

задавая и поддерживая авторскую позицию учащегося, затем переходя к освоению комплекса стратегий, параллельно знакомя детей с различными видами и направлениями искусства.  

Уже в середине 1-го класса  организую тематические выставки детских работ. На этом этапе дети не только продолжают развивать стратегии творческой деятельности, но и участвуют в проектной деятельности. В средней  школе они продолжают участвовать в творческих и исследовательских проектах в рамках курса изобразительного искусства, на уроках которого можно еще более глубоко реализовать позиции «художник», «исследователь», «зритель». В построении этих уроков включаю детей в комплексные виды деятельности, активно используя уроки-проекты, уроки-исследования, уроки-мастерские, уроки-презентации, уроки-экскурсии. 

 Ученические работы из моего методического фонда,  анализ их хороших сторон и мелких ошибок, помогают учащимся сопоставить свои способности и конечную цель работы.   В течение урока веду фронтальную и индивидуальную работу с учащимися, во время которой   демонстрирую работы как лучшие, так и с ошибками для стимуляции и своевременного устранения ошибок в процессе рисования. В конце урока провожу   обсуждение индивидуальных или коллективных работ  и выставляю  оценки.

Именно такие уроки развивают у школьников наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительную память, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, в том числе в процессе рисования закладываются основы графической грамотности, способствующие развитию образного восприятия.

Желаемый интерес к работе ученики проявляют, участвуя в конкурсах, пробуя свои силы, видя конечный результат и, конечно же, сравнивая с другими.  Кружковцы закрепляют знания и умения работать с литературой, выбирают интересные и неповторимые сюжеты.

Одним из составляющих факторов в моей работе и педагогической практике, является конечный результат работы, который ни в коем случае не должен оказаться незамеченным и остаться без оценки, пусть словесной, подбадривающей, наставляющей.  Бесспорно, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых.

Самой большой наградой для учителя, является успех ученика, а если есть успех, значит, нет ошибки, нет впустую потраченного времени, а есть новая личность не способная уничтожить прекрасное, а, наоборот, сотворить и создать красоту, и подарить ее людям.

 

Результативность опыта 

В результате анализа деятельности было выявлено, что дети стремятся заниматься творчеством. Большинство учащихся усваивают знания по изобразительному искусству на «4» и «5» .

Было отмечено, что использование разнообразных форм и методов обучения способствовало формированию творческого интереса, улучшилось качество работ, активизировалось внимание школьников.

В процессе исследования было установлено, что количество учащихся, успевающих на «отлично» в 2006-2007 учебном году  составило 72%, в 2007-2008  году- 74%, а в 2008-2009 – 86%. Следовательно, наблюдается положительная динамика.

Анкетирование, проведенное заместителем директора  по воспитательной работе, показало высокий уровень воспитанности обучающихся.

            Ребята стали призерами  районного детского конкурса художественного и литературного творчества «Защитники Отечества».

Были победителями и призерами традиционного конкурса детского рисунка Корсаковского городского округа, участниками регионального конкурса детского художественного конкурса «Живи, лосось!», победителями и призерами областного конкурса детского рисунка по произведениям А.П.Чехова.

Периодически проводятся выставки коллективных проектов и тематические выставки.

Опыт адресован учащимся; родителям; педагогам.

Использование  данного опыта позволит получить устойчивые положительные результаты при наличии компетентных педагогических кадров и организованных творческих групп.

Метод  коллективного проектирования способствует:

  • развитию художественно-творческих способностей,
  • формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
pps
40.39 MB
ОПЫТ СМОЛЬЯНОВА.pps