–егистраци€
» воспитание, и образование нераздельны. Ќельз€ воспитывать, не передава€ знани€, вс€кое же знание действует воспитательно
Ћев Ќиколаевич “олстой
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта https://smolyanova-sakh.ru/
—ейчас на сайте: 2

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

Ёстетическое воспри€тие детьми пейзажной лирики как эмоциональное познание мира

“екст доклада на методическом объединении учителей »«ќ

ƒетское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их воспри€ти€, так и в результате знакомства с произведени€ми искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые €влени€ природы.

Ёмоционально-твор­ческое настроение и эстетические чувства у школьников про­буждает поэзи€. “онко подмеченна€, искусно воспета€ в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую пре­лесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окру­жающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживани€ в рисунке.

—опоставл€€ жизненные €влени€ с их воспроизведением в поэзии,  дети опираютс€, прежде всего, на собственный опыт. Ќа экскурси€х они воспринимают природу не только созерцательно, но и действенно, оказыва€ предпочтение одним объектам и €влени­€м перед другими. ѕри этом дети очень активны: все увиден­ное стрем€тс€ потрогать, рассмотреть, обсто€тельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему €рко и образно охаракте­ризовать.

   —ледует заметить, что стихи о природе воспринимаютс€ детьми труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. ќбъ€сн€етс€ это отсут­ствием в пейзажной лирике фабулы, описани€ героев, развити€ действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес учащихс€. ќни не могут поставить себ€ на место цент­рального образа, а по­этому должны искать другие пути дл€ про€влени€ активности.  

ќднако лирика природы раз­вивает в дет€х «эстетическую зоркость». Ёстетическое воспри€­тие природы в поэтическом описании помогает школьнику осмыслить жизненные наблюдени€, побуждает к отображению сво­их впечатлений в рисунке.   „ем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, €рче становитс€ его воображение, без которого немыслима творческа€ де€тельность. ј поэтическое слово по­могает ребенку обобщить впечатлени€ от наблюдений.  

 –аботу по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы  € строю в соответствии с требо­вани€ми программы воспитани€ и обучени€ в начальной школе, котора€ нацеливает на формирование у каждого ребенка нравственно-эстетических чувств при встре­че с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

ѕередо мной стоит задача развити€ поэтического слуха и эстетического воспри€ти€ школьников, умени€ различать и по­нимать своеобразие использовани€ тех или иных художественных средств в произведени€х искусства.

Ќа уроках изобразительного искусства € занимаюсь с детьми сюжетно-тематическим рисованием, основна€ цель которого - развитие умственной активности и творческого воображени€ детей. Ёти зан€ти€ включают и рисо­вание на темы литературных произведений о природе. ”чу детей воспроизводить увиденное, услышанное, т. е. из­вестное содержание в новой трактовке. Ѕез моей помощи де­ти часто затрудн€ютс€ определить художественные средства, ко­торые поэт использует при описании природы, или не удел€ют им должного внимани€, что, в свою очередь, ведет к невырази­тельности образов. »ногда дети, наоборот, чувствуют и понима­ют, что и как хотел показать поэт, но у них нет достаточного опыта или ориентировки в передаче впечатлений в своем рисун­ке, часто они просто плохо владеют способами изображени€ описанных в стихотворении картин природы.

  ƒл€ развити€ эстетического воспри€ти€ и детского творчества € использую следующие методы: наблюде­ние €влений и объектов природы, описанных в поэтическом про­изведении; беседа о поэтических образах; рассматривание соот­ветствующих иллюстраций и картин о природе;  показ некоторых приемов изображени€; анализ рисунков, вы€вл€ющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.  

ќцениваю детские рисунки по следую­щим критери€м:  передача цветом оттенков окраски образов природы, обще­го колорита, настроени€;  разнообразие композиции  (св€зь между предметами, их объединение, выделение главного образа);  изображение формы, ее характерных признаков, деталей;  передача пропорций предмета, его размеров;  наличие выразительных образов стихотворени€, соответствие изображени€ в рисунке поэтическому описанию.

Ѕлагодар€ анализу работ дет€м становитс€ пон€тнее поэти­ческий образ, развиваетс€ аналитико-синтетическое мышление, которое обеспечивает более глубокое воспри€тие поэтического текста.

–езультатом проделанной работы €вл€ютс€ выставки «√де гул€ет зима, что она принесла», «”ж небо осенью дышало», « ак красиво в природе весной», «Ћето».

ѕоэзи€ и изобразительное искусство, а так же изобразительна€ де€тельность самих детей помогает мне закрепить и углубить пока элементарные, но очень нужные знани€ о родной природе.  —истематичность и последовательность педагогической работы, св€занной с развитием эстетического воспри€ти€ и творчества детей, способствует тому, что дети успешно справл€ютс€ с поставленными перед ними программными задачами.

 

‘айлы (всего: 1)
‘айлы (всего: 1)
файл
ppt
13.66 MB
Ёстетическое воспри€тие детьми пейзажной лирики.ppt

 омментарии: