Регистрация
Заботьтесь же, прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова
Николай Гаврилович Чернышевский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://smolyanova-sakh.ru/
Сейчас на сайте: 2

Версия для слабовидящих

Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики как эмоциональное познание мира

Текст доклада на методическом объединении учителей ИЗО

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Эмоционально-твор­ческое настроение и эстетические чувства у школьников про­буждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую пре­лесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окру­жающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии,  дети опираются, прежде всего, на собственный опыт. На экскурсиях они воспринимают природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлени­ям перед другими. При этом дети очень активны: все увиден­ное стремятся потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охаракте­ризовать.

   Следует заметить, что стихи о природе воспринимаются детьми труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсут­ствием в пейзажной лирике фабулы, описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес учащихся. Они не могут поставить себя на место цент­рального образа, а по­этому должны искать другие пути для проявления активности.  

Однако лирика природы раз­вивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприя­тие природы в поэтическом описании помогает школьнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению сво­их впечатлений в рисунке.   Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово по­могает ребенку обобщить впечатления от наблюдений.  

 Работу по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы  я строю в соответствии с требо­ваниями программы воспитания и обучения в начальной школе, которая нацеливает на формирование у каждого ребенка нравственно-эстетических чувств при встре­че с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Передо мной стоит задача развития поэтического слуха и эстетического восприятия школьников, умения различать и по­нимать своеобразие использования тех или иных художественных средств в произведениях искусства.

На уроках изобразительного искусства я занимаюсь с детьми сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которого - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисо­вание на темы литературных произведений о природе. Учу детей воспроизводить увиденное, услышанное, т. е. из­вестное содержание в новой трактовке. Без моей помощи де­ти часто затрудняются определить художественные средства, ко­торые поэт использует при описании природы, или не уделяют им должного внимания, что, в свою очередь, ведет к невырази­тельности образов. Иногда дети, наоборот, чувствуют и понима­ют, что и как хотел показать поэт, но у них нет достаточного опыта или ориентировки в передаче впечатлений в своем рисун­ке, часто они просто плохо владеют способами изображения описанных в стихотворении картин природы.

  Для развития эстетического восприятия и детского творчества я использую следующие методы: наблюде­ние явлений и объектов природы, описанных в поэтическом про­изведении; беседа о поэтических образах; рассматривание соот­ветствующих иллюстраций и картин о природе;  показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.  

Оцениваю детские рисунки по следую­щим критериям:  передача цветом оттенков окраски образов природы, обще­го колорита, настроения;  разнообразие композиции  (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа);  изображение формы, ее характерных признаков, деталей;  передача пропорций предмета, его размеров;  наличие выразительных образов стихотворения, соответствие изображения в рисунке поэтическому описанию.

Благодаря анализу работ детям становится понятнее поэти­ческий образ, развивается аналитико-синтетическое мышление, которое обеспечивает более глубокое восприятие поэтического текста.

Результатом проделанной работы являются выставки «Где гуляет зима, что она принесла», «Уж небо осенью дышало», «Как красиво в природе весной», «Лето».

Поэзия и изобразительное искусство, а так же изобразительная деятельность самих детей помогает мне закрепить и углубить пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе.  Систематичность и последовательность педагогической работы, связанной с развитием эстетического восприятия и творчества детей, способствует тому, что дети успешно справляются с поставленными перед ними программными задачами.

 

Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
ppt
13.66 MB
Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики.ppt

Комментарии: