ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
УРОКИ КАЛЛИГРАФИИ
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особенности: 7-8 лет;
- особенности набора детей: набор в группу свободный (предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов);
- число обучающихся: 1 класс – 8-15 человек;
Формы проведения занятий
• практические занятия по каллиграфии с элементами игры;
• интерактивные экскурсии в музей каллиграфии, библиотеку
В каждом занятии прослеживаются две части:
• игровая
• практическая.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ КАЛЛИГРАФИИ»
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
• интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;
• интерес к изучению старославянского языка;
• познавательный интерес к новым способам письма;
• адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию собственного письма;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
• самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов каллиграфической-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• познакомиться с историей появления и развития русского письма, книжными традициями;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для каллиграфического творчества, письма;
• познакомиться с приёмами создания орнамента, написания старославянских букв, буквицы-инициала, розетки, орнаментальной плетенки;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• совершенствовать навыки каллиграфической деятельности в коллективе;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов | Деятельность | |
аудиторных | внеаудиторных | |||
1 | Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) | 0,5 | 0,5 | • планировать свои действия; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия. • самостоятельно формулировать тему и цели занятий; • осуществлять поиск нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; • высказываться в устной и письменной форме; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • проводить сравнение, классификацию по разным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения об объекте. • планировать свои действия; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия. • самостоятельно формулировать тему и цели занятий; • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться, приходить к общему решению; • соблюдать корректность в высказываниях; • задавать вопросы по существу; • контролировать действия партнёра.
|
2 | Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии. | 0,5 | 0,5 | |
3 | Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания | 0,5 | 0,5 | |
4 | По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру) | 0,5 | 0,5 | |
5 | Юный строитель (вертикальная штриховка) | 0,5 | 0,5 | |
6 | Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) | 0,5 | 0,5 | |
7 | С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) | 0,5 | 0,5 | |
8 | Сказочный город (все виды штриховок и обводок) | 0,5 | 0,5 | |
9 | Делай как я (повторение заданных фигур, узора) | 0,5 | 0,5 | |
10 | Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху) | 0,5 | 0,5 | |
11 | В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой) | 0,5 | 0,5 | |
12 | Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал) | 0,5 | 0,5 | |
13 | Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв) | 0,5 | 0,5 | |
14 | В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э) | 0,5 | 0,5 | |
15 | Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ) | 0,5 | 0,5 | |
16 | Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т) | 0,5 | 0,5 | |
17 | А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я) | 0,5 | 0,5 | |
18 | Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё) | 0,5 | 0,5 | |
19 | Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б) | 0,5 | 0,5 | |
20 | Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж) | 0,5 | 0,5 | |
21 | Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч) | 0,5 | 0,5 | |
22 | Точка, точка, запятая (работа по клеточкам) | 0,5 | 0,5 | |
23 | Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К) | 0,5 | 0,5 | |
24 | Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ) | 0,5 | 0,5 | |
25 | Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв. | 0,5 | 0,5 | |
26 | Весёлая азбука | 0,5 | 0,5 | |
27 | Весёлая азбука | 0,5 | 0,5 | |
28 | Алфавит. | 0,5 | 0,5 | |
29 | Упражнение в письме под диктовку. | 0,5 | 0,5 | |
30 | Списывание с печатного текста. | 0,5 | 0,5 | |
31 | Письмо под диктовку. | 0,5 | 0,5 | |
32 | Списывание с печатного текста. | 0,5 | 0,5 | |
33 | Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие) | 0,5 | 0,5 | |
Итого | 16,5 | 16,5 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.
Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания
По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)
Юный строитель (вертикальная штриховка)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)
С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)
Сказочный город (все виды штриховок и обводок)
Делай как я (повторение заданных фигур, узора)
Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)
В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)
Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)
Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)
В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)
Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)
Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т)
А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)
Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)
Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)
Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)
Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)
Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)
Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К)
Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв.
Весёлая азбука
Алфавит.
Упражнение в письме под диктовку.
Списывание с печатного текста.
Письмо под диктовку.
Списывание с печатного текста.
Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие)
РЕСУРСЫ:
- Сайт Образовательный портал «Слово»
- Сайт Уроки каллиграфии
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Альбомы или листы для рисования, тетради в косую линейку, линейки-трафареты, картинки-иллюстрации, доска, цветные мелки и карандаши, компьютер и мультимедийный проектор, мультимедийные презентации (буквы и их соединения)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема и основное содержание занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | дата |
1 | Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) | 1 | Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Анализировать штриховку, сравнивать направления штриховки. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе. |
|
2 | Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии. | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. |
|
3 | Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания | 1 | Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. |
|
4 | По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру) | 1 | Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу. |
|
5 | Юный строитель (вертикальная штриховка) | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. |
|
6 | Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Выражать своё отношение к выполненной работе. |
|
7 | С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) | 1 | Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу. |
|
8 | Сказочный город (все виды штриховок и обводок) | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. |
|
9 | Делай как я (повторение заданных фигур, узора) | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Выражать своё отношение к выполненной работе. |
|
10 | Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху) | 1 | Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы |
|
11 | В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой) | 1 | Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы |
|
12 | Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал) | 1 | Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы |
|
13 | Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв) | 1 | Анализировать элементы. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Выражать своё отношение к выполненной работе. |
|
14 | В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. |
|
15 | Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы |
|
16 | Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы |
|
17 | А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы |
|
18 | Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы |
|
19 | Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы |
|
20 | Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы |
|
21 | Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы |
|
22 | Точка, точка, запятая (работа по клеточкам) | 1 | Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. |
|
23 | Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы |
|
24 | Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. |
|
25 | Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв. | 1 | Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма. |
|
26 | Весёлая азбука | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. |
|
27 | Весёлая азбука | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. |
|
28 | Алфавит. | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку слов, определять их алфавитный порядок. |
|
29 | Упражнение в письме под диктовку. | 1 | Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. |
|
30 | Списывание с печатного текста. | 1 | Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. |
|
31 | Письмо под диктовку. | 1 | Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. |
|
32 | Списывание с печатного текста. | 1 | Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. |
|
33 | Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие) | 1 | Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма. |
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 КЛАССА
2019_2020
Составитель программы Смольянова Алена Станиславовна
ВВЕДЕНИЕ
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа рассчитана на 136 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (4 ч в неделю).
Программа состоит из 2 самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Цель создания программы по внеурочной деятельности обеспечение систематической и целенаправленной внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Рабочие программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Это общеинтеллектуальное и социальное направления.
В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ученика в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Внеурочную деятельность осуществляет классный руководитель, учитель начальных классов Смольянова А.С.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ И РАСПИСАНИЕ
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ | День недели | Время | Название кружка | Направление деятельности | Педагог | Кол-во уч-ся | Кол-во часов в нед\год |
1 | Четверг | 6 урок (13.25) | Астрономия для детей | Обще- интеллектуальное | Смольянова А.С. | 7 | 2/68
|
7 урок (14.10) | |||||||
5 | Пятница | 7 урок (14.10) | Регион 65 | Социальное | Смольянова А.С. | 7 | 2/68 |
8 урок (15.00 /15.30) |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Солнце – это звезда;
- Строение Солнца, его размеры, температура;
- Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
- Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
- Что такое спутник;
- Луна – спутник Земли;
- Как возникают полярные сияния
- Что такое астероиды, метеориты, кометы.
- Что такое созвездие;
- Основные созвездия и их положение на небе
- Что такое галактика, Вселенная;
- Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Что такое астрономия и развитие науки в древности. Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.
Человек и космос. Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос.
Как человек изучает космос сегодня.
Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.
Солнечная система. Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна.
Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп.
Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура).
Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.
Малые тела Солнечной системы. Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.
«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.
Вселенная. Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь.
Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.
Обсерватории мира. Их наблюдения и принципы работы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Астрономия и ее развитие | 8 |
2 | Планеты Солнечной системы | 10 |
3 | Луна | 4 |
4 | Спутники | 2 |
5 | 10 | |
6 | Солнце | 6 |
7 | Созвездия | 2 |
8 | Вселенная | 4 |
9 | Телескоп | 2 |
10 | Обсерватории мира | 8 |
11 | Работа в космосе | 10 |
12 | Космодромы планеты | 2 |
|
| 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
№ | Раздел 1. Астрономия и ее развитие- 8 часов | Часов | |
| Тема занятия | Изучаемые вопросы |
|
1 | Развитие астрономии в древности | Как появилась астрономия? Какими были первые сведения о Космосе? Как люди представляли себе небесную сферу? | 2 |
2 | Направления развития астрономии в древности | Одни из первых астрономических приборов Возникновении нашего мира в мифологии | 2 |
3 | Способы изучения мира у древних людей | Как мореплаватели в Средние века прокладывали курс корабля? Наблюдения неандертальцев за звездами Первые свидетельства интереса к космосу | 2 |
4 | Основные понятия астрономии в древности | Сколько длится тропический год? Что такое «звёздная величина»? | 2 |
Раздел 2. Планеты Солнечной системы – 10 часов | |||
5 | Образование планет и их спутников | Как образовывались планеты Солнечной системы? | 2 |
6 | Интересные факты о планетах | 2 | |
7 | Отличие планет от других небесных тел | Чем планеты отличаются от других небесных тел? | 2 |
8 | Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн | 2 | |
9 | Венера, Юпитер, Уран, Плутон. Карликовые планеты. Малые планеты | 2 | |
Раздел 3. Луна – 4 часа | |||
10 | Луна и ее особенности | 2 | |
11 | Интересные факты о Луне | Сколько весит человек на Луне? | 2 |
Раздел 4. Спутники – 2 часа | |||
12 | Спутники планет | 2 | |
Раздел 5. Астероиды и метеориты – 10 часов | |||
13 | Астероиды и метеориты | 2 | |
14 | Кометы | 2 | |
15 | Звезды. | 2 | |
16 | Интересные факты о звездах | Как рождаются и умирают звёзды? Почему Полярную звезду называют "путеводной"? | 2 |
17 | Карлики | 2 | |
Раздел 6. Солнце - 6 часов | |||
18 | Солнце и его особенности | 2 | |
19 | Характеристики Солнца | 2 | |
20 | Солнечная система | Интересные факты о солнечном затмении Как устроена Солнечная система? | 2 |
Раздел 7. Созвездия – 2 часа | |||
21 | Интересные факты о созвездиях | Когда появились названия у созвездий? | 2 |
Раздел 8. Вселенная – 4 часа | |||
22 | Вселенная и галактики | 2 | |
23 | Устройство Галактики. Туманности | Сколько всего галактик в Космосе? | 2 |
Раздел 9. Телескоп – 2 часа | |||
24 | Телескоп | 2 | |
Раздел 10. Обсерватории мира – 8 часов | |||
25 | Древние обсерватории | Первобытные обсерватории Нового света Какой древний храмовый комплекс повторяет карту звездного неба? | 2 |
26 | Виды обсерваторий | Аркаим - пригоризонтная обсерватория | 2 |
27 | Путешествие по обсерваториям мира | 2 | |
28 | Путешествие по обсерваториям мира | Астрономическая обсерватория РГУ Шемахинская астрофизическая обсерватория | 2 |
Раздел 11. Работа в космосе – 10 часов | |||
29 | Работа в космосе | Что такое космический корабль? Из чего состоит космический корабль? Как космический корабль выводят в космос? Что такое космические станции? Что за исследования проводят на орбите? Кто такие космонавты и астронавты?
| 2 |
30 | Космонавты | Для чего люди летают в космос? | 2 |
31 | Еще раз о спутниках | Как появилось слово "спутник"? | 2 |
32 | Луноходы и марсоходы | 2 | |
33 | Космические корабли | 2 | |
Раздел 12. Космодромы планеты – 2 часа | |||
34 |
| Восточный испытательный полигон |
|
|
| ИТОГО | 68 |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 КЛАССА
2018_2019
Составитель программы Смольянова Алена Станиславовна
ВВЕДЕНИЕ
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа рассчитана на 204 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (6 ч в неделю).
Программа состоит из 3 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Цель создания программы по внеурочной деятельности обеспечение систематической и целенаправленной внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Рабочие программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Это общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное направления.
В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ученика в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Внеурочную деятельность осуществляют педагоги МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области: учитель начальных классов Смольянова А.С., учитель ОБЖ Мочалов Н.Д.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ И РАСПИСАНИЕ
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ | День недели | Время | Название кружка | Направление деятельности | Педагог | Кол-во уч-ся | Кол-во часов в нед\год |
1 | Понед. | 12.30 | Волшебный карандаш | Общекультурное | Смольянова А.С. | 5 | 2/68
|
13.25 | |||||||
5 | Пятница | 12.30 | Мир вокруг// Школа безопасности | Общеинтеллектуальное// Социальное | Смольянова А.С.// Мочалов Н.Д. | 5 | 2/68 |
13.25 |
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ"
Направление: общекультурное
Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
Предметные результаты:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий.
СОДЕРЖАНИЕ (68 ч.)
№ | Тема занятия | ч | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основы художественной грамоты. 32 ч. | ||||
1-2 | Вводное занятие. | 2 | коллективно - индивидуальная | Рассказ детей о правилах безопасной работы |
3-4 | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 2 | индивидуальная | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг |
5-6 | Натюрморт из трёх предметов. | 2 | индивидуальная | Самостоятельное составление натюрморта. |
7-8 | Рисующий свет. | 2 | индивидуальная | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. |
9-10 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 2 | индивидуальная | Рисование по методу ассоциаций. |
11-12 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 2 | индивидуальная | Рисование по методу ассоциаций. |
13-14 | «Осенние листья». | 2 | индивидуальная | Зарисовки растений с натуры. |
15-16 | Природная форма – лист. | 2 | индивидуальная | Выполнение тоновой растяжки цвета, акварель. |
17-18 | Натюрморт. | 2 | индивидуальная | Рисование натюрморта. |
19-20 | «Дворец Снежной королевы». | 2 | индивидуально - групповая | Рисование по представлению. |
21-24 | Портрет мамы. | 4 | индивидуальная | Рисование по памяти. |
25-26 | «Цветы зимы». | 2 | индивидуальная | Рисование на тему. |
27-30 | «Здравствуй, праздник Новый год!» | 4 | индивидуально - групповая | Творческая работа по замыслу детей. |
31-32 | «Прогулка по зимнему саду» | 2 | индивидуально - групповая | Выполнение композиции с фигурами в движении. |
Графика. 8 ч. | ||||
33-34 | Вводное занятие, введение в тему. | 2 | коллективно - групповая | Изучение графических материалов и приспособлений. |
35-36 | «Листья и веточки». | 2 | индивидуальная | Рисование с натуры. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
37-38 | «Осенние листья» | 2 | индивидуально - групповая | Выполнение композиции с использованием листьев гербария в качестве матриц. |
39-40 | Натюрморт | 2 | индивидуальная | Выполнение наброска рисунков с разных положений. |
41-42 | «Село родное» | 2 | индивидуальная | Рисование на тему в технике монотипии. |
43-44 | «Терема». . | 2 | индивидуальная | Создание гравюры на картоне. |
45-46 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 2 | индивидуальная | Изготовление открытки с использованием шаблона и трафарета. |
47-48 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 2 | индивидуальная | Творческая работа. |
Наше творчество. 2 ч. | ||||
49-50 | «Мир вокруг нас» | 2 | индивидуально - групповая | Рисование с натуры. Гуашь. Рассказы детей об экологических проблемах окружающей среды. |
Техники изобразительного искусства. 8 ч. | ||||
51-52 | Волшебные нитки.
| 2 | индивидуально - групповая | Практическая работа с помощью красок и нити. |
53-54 | Кляксография. | 2 | индивидуально - групповая | Практическая работа с помощью красок и зубной щетки. |
55-56 | Выдувание. | 2 | индивидуально - групповая | Практическая работа с помощью красок. |
57-58 | Пальчиковая живопись | 2 | индивидуально - групповая | Практическая работа пальцами |
Наше творчество. 12 ч. | ||||
59-60 | Рисование по теме: «Победа!» | 2 | индивидуально - групповая | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
61-62 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 2 | индивидуально - групповая | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
63-64 | «Мы рисуем бабочку».
| 2 | индивидуальная | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
65-66 | Рисование по теме: «Мечты о лете!» | 2 | индивидуальная | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
67-68 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков | 2
| индивидуально – групповая коллективная | Творческая работа. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ (68 ЧАСОВ ГОД)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
| |
План | Факт |
| |||
Основы художественной грамоты. 32 ч. | |||||
1-2 |
|
| Вводное занятие. | 1 ч. |
|
3-4 |
|
| Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 2 ч. |
|
5-6 |
|
| Натюрморт из трёх предметов. | 2 ч. |
|
7-8 |
|
| Рисующий свет. | 2 ч. |
|
9-10 |
|
| Холодные цвета. Стихия – вода. | 2 ч. |
|
11-12 |
|
| Теплые цвета. Стихия- огонь | 2 ч. |
|
13-14 |
|
| «Осенние листья». | 2 ч. |
|
15-16 |
|
| Природная форма – лист. | 2 ч. |
|
17-18 |
|
| Натюрморт. | 2 ч. |
|
19-20 |
|
| Вводное занятие. | 2 ч. |
|
21-22 |
|
| «Дворец Снежной королевы». | 2 ч. |
|
23-26 |
|
| Портрет мамы. | 4 ч. |
|
27-28 |
|
| «Цветы зимы». | 2 ч. |
|
29-30 |
|
| «Здравствуй ,праздник Новый год!» | 2 ч. |
|
31-32 |
|
| «Прогулка по зимнему саду» | 2 ч. |
|
Графика. 16 ч. | |||||
33-34 |
|
| Вводное занятие, введение в тему. | 2 ч. |
|
35-36 |
|
| «Листья и веточки». | 2 ч. |
|
37-38 |
|
| «Осенние листья» | 2 ч. |
|
39-40 |
|
| Натюрморт | 2 ч. |
|
41-42 |
|
| «Село родное» | 2 ч. |
|
43-44 |
|
| «Терема» | 2 ч. |
|
45-46 |
|
| Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 2 ч. |
|
47-48 |
|
| Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 2 ч. |
|
Наше творчество. 2 ч. | |||||
49-50 |
|
| «Мир вокруг нас» | 2 ч. |
|
Техники изобразительного искусства. 8 ч. | |||||
51-52 |
|
| Волшебные нитки. | 2 ч. |
|
53-54 |
|
| Кляксография. | 2 ч. |
|
55-56 |
|
| Выдувание. | 2 ч. |
|
57-58 |
|
| Пальчиковая живопись | 2 ч. |
|
Наше творчество. 12 ч. | |||||
59-60 |
|
| Рисование по теме: «Победа!» | 2 ч. |
|
61-62 |
|
| Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 2 ч. |
|
63-64 |
|
| «Мы рисуем бабочку». | 2 ч. |
|
65-66 |
|
| Рисование по теме: «Мечты о лете!» | 2 ч. |
|
67-68
|
|
| Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. | 2 ч.
|
|
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ВОКРУГ"
Направление: общеинтеллектуальное
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Мир вокруг» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы «Мир вокруг» служит сформированность у обучающихся коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
СОДЕРЖАНИЕ
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
Название раздела | Количество часов |
Еда | 14 |
Одежда | 14 |
Праздник | 22 |
Экскурсии | 18 |
итого | 68 |
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «МИР ВОКРУГ»
№ | Тема | Практические действия или трудовые операции | Час | Дата |
Как картофель попал в Россию | Поделки из картофеля | 1 |
| |
Кое-что из истории конфет | Плетение пояса из фантиков | 1 |
| |
Откуда фрукты и овощи получили свое название | Рисование овощей и фруктов | 1 |
| |
Каменный мед (сахар) | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) | 1 |
| |
Секретное мороженое | Составление рецепта мороженного | 1 |
| |
Где прячутся витамины | Поделки из овощей | 1 |
| |
Секрет каши | Аппликация с использованием крупы | 1 |
| |
Когда появились первые кулинарные книги | Составление рецепта(тема любая) | 1 |
| |
Такая разная капуста | Составление загадок о капусте | 1 |
| |
Где появились арбузы | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) | 1 |
| |
Из чего делают пряники | Лепка пряников из соленого теста | 1 |
| |
Шоколад | Рисование обертки шоколада | 1 |
| |
Такой разный чай | Заваривание чая | 1 |
| |
Защита индивидуального проекта по теме «Еда» | 1 |
| ||
Одежда наших предков | Составление кроссворда «Одежда предков» | 1 |
| |
Откуда взялся фартук | Рисование и вырезание фартука из бумаги | 1 |
| |
Зачем нужны пуговицы | Пришивание пуговицы | 1 |
| |
Откуда взялись шапки | Вязание (крючком ) | 1 |
| |
Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Рисование туфель (дизайн) | 1 |
| |
История русского сарафана | Рисование и вырезание сарафана для куклы | 1 |
| |
Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров | 1 |
| |
С каких пор применяют носовые платки | Изготовление носового платка из ткани | 1 |
| |
Юбки и брюки | Пошив брюк (или юбки) для куклы | 1 |
| |
Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Плетение из ниток | 1 |
| |
Домик для пальчиков. Варежки | Вязание петель на спицах | 1 |
| |
Что такое «мода» | Аппликация | 1 |
| |
Одежда для дома | Рисование узора для пижамы (халата) | 1 |
| |
Защита индивидуального проекта по теме «Одежда» | 1 |
| ||
Первые украшения | Бусы из бумаги | 1 |
| |
Новогодние игрушки | Поделки из бумаги | 1 |
| |
Почему на Пасху красят яйца | Роспись яйца | 1 |
| |
История воздушных шариков | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | 1 |
| |
История фейерверков | Аппликация «Салют» | 1 |
| |
История происхождения сувениров | Изготовление сувенира из подручных материалов | 1 |
| |
Широкая масленица | Чаепитие с блинами | 1 |
| |
Приглашаем к столу | Сервировка стола | 1 |
| |
А раньше было так… | (Тема любая) | 1 |
| |
Бал-маскарад | Изготовление маски | 1 |
| |
Рождественские частушки | Разучивание (сочинение) и исполнение частушек | 1 |
| |
Ярмарка | Поделки из разных материалов | 1 |
| |
«Не красна изба углами» | Составление рецептов пирогов | 1 |
| |
Вкусные украшения | Украшения для елки из конфет и фруктов | 1 |
| |
Мишура | Поделки из мишуры (фольги) | 1 |
| |
Толковый словарь маркиза Этикета | Правила этикета | 1 |
| |
Приглашение гостей | Конкурсы для мам и пап | 1 |
| |
Семейные праздники | Составление календаря семейных праздников | 1 |
| |
Вечеринка | Конкурсная программа | 1 |
| |
Конкурс Золушек и Рыцарей | Игровые конкурсы | 1 |
| |
Мишура | Поделки из мишуры (фольги) | 1 |
| |
Защита индивидуального проекта по теме «Праздник» | 1 |
| ||
Экскурсия |
| 4 |
| |
Экскурсия |
| 4 |
| |
Экскурсия |
| 4 |
| |
Экскурсия |
| 4 |
| |
55. | Защита индивидуального проекта по теме «Экскурсии» | 2 |
|
ИТОГО: 68 ЧАСОВ