Регистрация
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://smolyanova-sakh.ru/
Сейчас на сайте: 2

Версия для слабовидящих

«Использование ЭОР в образовательном процессе современной начальной школы»

Смольянова Алена Станиславовна, учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа

Сахалинской области 

 

1. Актуальность педагогического опыта, соответствие этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки.

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.

Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс. Интерактив дает возможность использования активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а также позволяет учащимся проверить свои знания без участия учителя. ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениямв условиях классно-урочной системы; при реализации современных педагогических технологий; при использовании новых форм неурочных учебных занятий.

 

2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование.

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

ЭОР подразделяется на:

  • мультимедийные продукты
  • программные продукты
  • изобразительные продукты
  • аудио продукты
  • текстовые продукты
  • электронные аналоги печатных изданий.

Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.

В образовательном процессе возможно использование как простых информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.

К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.

Цели использования ЭОР

  • повышение эффективности обучения и качества знаний учащихся
  • развитие познавательной активности;
  • повышение интереса к изучаемому предмету;
  • развитие аналитического мышления;
  • формирование навыков работы с компьютером;
  • формирование навыков коллективной работы;
  • формирование навыков самостоятельного исследования.

 

Возможности и целесообразность применения информационных источников

Наиболее часто я использую в своей работе следующие информационные источники:

  1. мультимедийные презентации
  2. электронные энциклопедии и библиотеки
  3. интерактивные карты и атласы
  4. видеоматериалы
  5. аудиоматериалы
  6. схемы и модели

 

3. Цели и задачи, решаемые педагогом в ходе своей работы.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • Усиливает воздействие выступления.

Уроки с применением мультимедийных презентаций провожу систематически, но не чаще трех раз в неделю (по требованиям к применению ТСО на уроках в начальной школе).

Мультимедийные технологии использую, как сопровождение объяснения учителя, а также как самостоятельную работу учащихся в условиях малокомплектной школы.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например, выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.

Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:

  • приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
  • наносить надписи при помощи клавиатуры

Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса.

Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц. Мне огромную поддержку в обучении окружающему миру оказывает программа «Мир природы». Эта развивающая программа включает в себя познавательные материалы об окружающем мире. Разделы «Проверь себя» предлагают ребенку интерактивные задания, выполняя которые он учится размышлять и самостоятельно находить верные ответы.

Практически ни один урок изобразительного искусства не обходится без материалов единой коллекции ЦОР, которая дает возможность и рассмотреть картины, и побывать в музеях, галереях, и показывает порядок изображения предметов. Эту же коллекцию использую и на других уроках, т.к. Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процесс.

Аудиоматериалы дают возможность, не отвлекая внимание детей на изображение, вслушаться в текст, услышать эталон выразительного чтения, организовать диктанты в условиях малокомплектной школы. В этом учебном году начала работу по созданию звукозаписей словарных диктантов. Подобраны задания по группировке слов, например, по склонениям, по частям речи, по падежам; в 1 классе - группировка слов по количеству слогов, звуков, положению ударного слога. Использую как коллективную, так и индивидуальную работу.

Ну и, конечно же, ни один урок музыки не обходиться без использования аудиозаписей музыкальных произведений. Также записи музыкальных произведений часто звучат и на уроках изобразительного искусства, литературного чтения.

Схемы и модели задач использую на уроках математики, на уроках русского языка, окружающего мира – схемы изучаемых понятий, явлений. Использование схем позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

4. Этапы накопления и систематизации опыта. 

1-й этап — подготовительный.

К информационным инструментам, которые я планировала применить в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры. К урокам русского собрала подборку тренажеров. Это тренажеры «Местоимение», «Определение склонения имен существительных». Собрала базу данных для картинных словарных диктантов. В этом учебном году начала работу по созданию звукозаписей словарных диктантов. Подобраны задания по группировке слов, например, по склонениям, по частям речи, по падежам; в 1 классе - группировка слов по количеству слогов, звуков, положению ударного слога.

2-й этап — внедренческий.

Чаще всего на уроках использую следующие тренажеры:

Тренажер «Отличник» - тренажер решения заданий по математике и русскому языку. Можно выбрать задания для 1,2,3 классов. Различные виды заданий по математике: примеры, уравнения, задачи. По каждому заданию выставляется оценка. Нажав кнопку «Статистика», находящуюся на панели «Меню», можно посмотреть статистику выполнения заданий. Имеется датчик времени, который показывает время, затраченное на выполнение текущего задания. На вкладке «Русский язык» предоставляется выбор одного из 10 видов упражнений.

Тренажер «Обучонок» - здесь в игровой форме представлена таблица умножения. Дети с удовольствием выполняют задания, открывая пазлы с картинкой, и в случае их правильного выполнения слушают песни из любимых мультфильмов. Также в этой программе есть интерактивный шаблон для иллюстрирования задач на движение, интерактивные тесты по знанию растений и животных.

С помощью программ «Отличник», «Обучонок» ребята проверяют свои знания по математике, совершенствуют устные вычисления. При объяснении новой темы все схемы и графики демонстрируются на интерактивной доске. Ребята могут подставить в схему данные задач. Выражений, и с помощью этого приёма новый материал становится более наглядным и эффективно усваивается учениками.

Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Информационная среда «Перволого».  ПервоЛого является средой, развивающей творческие способности. Вместе с верным другом и гидом Черепашкой дети постигают азы программирования, учатся работать с графикой, текстом, звуком. Лого — инструмент для познания и развития собственного мышления.

Перво Лого дает возможность детям начальной школы знакомиться с компьютером, как с инструментом предоставляющим огромные возможности человеку в мире информационных технологий. Позволяет им работать с графикой, текстом, звуком, а также получать основные сведения о программировании, управляя такими объектами, как черепашки. Перво Лого является исключительной средой в осуществлении проектной деятельности, не ограничивая фантазии учащихся, дают им возможность в полной мере проявить свои способности.

5. Результативность опыта, соответствие целям и критериям.

Эффективность - это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

В оценке эффективности стоит выделить два основных аспекта:

  • оценку процесса обучения
  • оценку конечного результата этого же обучения.

Оценку процесса обучения можно произвести, протестировав учащихся.

К показателям данной оценки можно отнести выполнение учащимися контрольных работ, интерактивных тестов, выполнение заданий интерактивного тренажера. Ученики, которые систематически работают с ЭОР, повышают свое качество знаний, более охотно занимаются исследовательской деятельностью.

Оценку конечного результата произвести намного сложнее.

На сегодняшний день можно выделить несколько оценочных методик, как отечественных, так и зарубежных ученых. К примеру, одной из популярных из них на сегодняшний день является модель Киркпатрика. Главная особенность заключается в многоуровневости по усложнению методов оценки.

Первый уровень — реакция участников, проводится оценка реакции обучающихся на процесс самого обучения. Проверяется сразу после обучения (как правило, в форме анкетирования обучаемых) и осуществляется в форме обратной связи между обучаемыми и педагогом. Определяется, приносит ли удовольствие сам учебный процесс или обучаемые испытывают дискомфорт. Выясняется и определяется практическая польза от обучения. Оценивается качество подачи материала и сама организация учебного процесса.

Второй уровень — уровень знаний, проводится измерение усвоения учебного материала. Проверяется путем тестирования до, во время и после обучения при помощи ролевых игр, тестов и пр. Метод по своему специфичен тем, что контролируются не только теоретические знания, но и показатели активности участников, их способность к усвоению преподаваемого материала, а также компетентность самого педагога.

Третий уровень — применение знаний, проводится анализ поведенческих изменений. Это довольно сложный момент, так как школьники не сразу будут использовать свои знания, применительно к жизненным ситуациям, но возможны способы моделирования таковых, именно с целью проверки эффективности обучения. Главной целью моделирования является определение того, как обучаемые используют на практике новые навыки и знания.

Описание технологии использования ЭОР:

1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.

Эффективность применения ЭОР.

Наибольшая эффективность использования ЭОР на уроке достигается в следующих случаях:

  • использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;
  • более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;
  • использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
  • автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;
  • решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;

Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

ЭОР позволяют более эффективно организовать познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Производительность создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

 

Список использованной литературы:

1.Приказ Министерства образования, науки и высшей школы РФ от 6 октября года №343 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях - М.: Просвещение, 2009.

3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с.

4.Федеральные образовательные ресурсы для общего образования Российское образование Федеральный портал http://www.edu.ru/

5.Электронные образовательные ресурсы: современные возможности
М.А.Бовтенко. Информационные технологии в образовании http://bit.edu.nstu.ru/

6.Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/


ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ

НОЯБРЬ, 2020 Г

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.

Н.Рерих

Цель работы: адаптировать технологию оценивания образовательных достижений младших школьников к условиям своей практической деятельности.

Задачи работы:

  • Изучение нормативных документов, регламентирующих исполнение ФЗ-273, требований ФГОС.
  • Изучение «Профессионального стандарта педагога». (Приказ от 18 октября 2013г №544н МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
  • Изучить литературу, связанную с проблемой  оценивания образовательных достижений младших школьников на уроке.
  • Обобщить теоретический материал и представить его на ШМО учителей начальных классов.
  • Обобщить свой практический опыт по оцениванию младших школьников на уроке.
  • Принять активное участие в работе ШМО, в работе курсов ИРООО, профессиональных тренингах, профессиональных конкурсах, видеоконференциях, олимпиадах для педагогов, дистанционных курсах.

 

Первый этап (2016-2017гг. ) - анализ научно – популярной, учебной литературы по оцениванию образовательных достижений обучающихся.

Второй этап (первое полугодие 2017-2019гг.) - отработка существующих приёмов оценивания, посещение уроков у своих коллег, обучение на дистанционных курсах «Листы индивидуальных достижений».

 Третий этап (второе полугодие 2019-2020гг.) – обобщение своего практического опыта по оцениванию младших школьников на уроке.

Разделить понятие «шкала» и понятие «критерии» мне помогла статья Татьяны Станиславовны Горбуновой  («Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся»  г. Омск, 2008 г.)

«Критериальность» - содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. Каждый критерий состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы. Наличие только показателя без оценочной шкалы не задает критерия. Но один и тот же показатель может иметь разные оценочные шкалы, то есть разные критерии.

«Шкала» - средство фиксации результатов.

«Оценочная шкала» - количественная и порядковая.

В 1 классе у учащихся безотметочное обучение, но как учителю и ученикам необходим контроль образовательных достижений на уроках. Нам в помощь приходит следующее оценивание:

 

  • «Волшебные линеечки» 
  •  «Оценочная лесенка»
  •  «Цветовой сигнал»
  • «Дерево успеха».
  • «Светофор»
  • «Лист спеха», «Маршрутный лист»
  • «Закончи предложение»
  • «Эмоциональная оценка» 
  • «Оценочный лист»
  • «Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)»
  • «Оценка пересказа».
  • «Индивидуальная самооценка» 1-2 класс
  •  «Индивидуальная самооценка» 3-4 класс
  •  «Сосед по парте» 
  •  «Дорожка успеха» 
  • «Проверка по эталону»      

         

Поэтому, я  хочу поделиться своим опытом оценивания образовательных достижений учащихся на своих уроках. Из многообразия приёмов, выделяю несколько методов  оценивания образовательных достижений младших школьников на уроке.

 

1. «Волшебные линеечки» 

На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен соценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.

1.     Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?

На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.

2.     Второй шаг – разработка критериев.

Задаем вопрос: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

Дети предлагают возможные варианты.

Фиксируем варианты ответов на доске:

  • наклон
  • высота буквы
  • ширина буквы
  • аккуратность

    Ответы детей и представляют собой не что иное, как критерии оценивания. А критерий – это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям.

Критерии должны быть четкими, однозначными.

3.     Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию (показатели и шкала оценивания). Как оценим работу?

Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске.

Кроме того, показателями данных критериев может быть самые простые:

  • наклон соблюдён при письме – 2 балла
  • наклон частично соблюдён при письме – 1 балл
  • наклон не соблюдён при письме – 0 баллов и т.д..

4.     Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.

Удалось ли выполнить задание?

Учитель предлагает посмотреть, на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».

Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваша деятельность была оценена выше?

 

2. «Светофор»

Детям необходимо рассказать стихотворение наизусть.

1.     Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

2.     Второй шаг – разработка критериев.

Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы прочитать стихотворение наизусть?

Дети предлагают возможные варианты.

Фиксируем варианты ответов на доске:

  • Автор стихотворения
  • Название стихотворения
  • Знание содержания стихотворения
  • Выразительность
  • Темп рассказа
  • Громкость

В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.

Ответы детей и есть критерии оценивания.

3.     Следующий шаг – шкала. Если выполнил критерий 1 балл, не выполнил – 0 баллов. Как оценим работу?

 6-5 баллов – зеленый, 4 - 3 балла – желтый, 2 - 0 – красный.

4.    Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности. Учащиеся, прослушав и оценив своего одноклассника, поднимают цвет светофора.

         Со 2 класса начинается отметочное обучение. Чаще всего я использую листы индивидуальных достижений (листы успеха), маршрутные листы, в которых прописываю понятные для детей критерии и шкалу, затем выводится отметка по набранным баллам. Здесь ребенок видит, где он успешен, а где ему необходимо еще позаниматься, чтобы улучшить свой результат.

         Каждое задание должно иметь критерии, шкалу и рефлексию, для того чтобы учитель и ученик видели слабые стороны над которыми необходимо поработать. 

Лист успеха вы можете увидеть в приложении или на слайде.

Выпускники 4 класса научились оценивать себя, своего товарища, работать по маршрутному листу, работать в паре, в группе, разрабатывать критерии оценивания по заданию. По  итогам педагогического совета, в характеристиках выпускника начальной школы отмечено, что у учащихся сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения  результата.

Опыт работы подсказал мне, что каждого ученика  нужно поставить  в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что если он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста.

При   оценивании образовательных достижений ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается  его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя.  Он становится партнёром, консультантом, советчиком.  Таким образом, оценивание несет в себе потенциал сохранения  здоровья и учеников, и учителей.

Данный материал могут использовать учителя начальных классов для оценивания образовательных достижений учащихся в начальной школе.

                                          

                                           Литература

  1. Горбунова Т.С.  «Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся»  г. Омск, 2008 г.
  2. Введение ФГОС: стратегии, риски перспективы: Материалы III Межрегиональной научно - практической конференции Омск, 18 мая 2013 г.
  3. Д.Д. Данилов «Технология оценивания образовательных достижений. «БАЛАСС», 2011. – 66 с.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Называевская Гимназия» Омской области. Называевск ,2012.

– 162 с.

  1. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 113 с.
  2. http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2013/08/08/statya-tekhnologiya-otsenki-uchebnykh
  3. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/21/model_sistemy_otsenki_kachestva_znaniy_mladshikh_shkolnikov.docx

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Лист успеха

ученика(цы) 2 класса __________________________________________(Ф.И.)

по теме: «Как построить дом»

№ п/п

Задания

Критерии

Шкала

 

 

 

 

1

Задание 1.

Работа в группе

 

Учебник, страница 112, Задание 1.

 

Рассмотрите на рисунках, как строят дома в городе и селе. Что общего в работе строителей, а в чём различия?

 

 

0

 

неправильно

 

 

1

 

частично ответил в задании

 

2

 

ответил правильно в задании

 

 

Подпись: 2Подпись: 1Подпись: 0

 

 

 

2

Задание 2.

Индивидуальная работа

 

Соотнеси название машины с рисунком.

 

 

 

0

 

неправильно

 

 

1

 

частично ответил в задании

 

2

 

ответил правильно в задании

 

Подпись: 2Подпись: 1Подпись: 0

 

 

 

3

Задание 3.

Работа в паре.

 

Разложи слова на три группы и вклей их в лист.

 

 

 

0

 

неправильно

 

 

1

 

частично ответил в задании

 

2

 

ответил правильно в задании

 

 

Подпись: 2Подпись: 1Подпись: 0

 

 

 

4

Задание 4.

Работа в группе

 

Прочитай тексты и вклей нужную информацию.

 

 

0

 

неправильно

 

 

1

 

частично ответил в задании

 

2

 

ответил правильно в задании

 

Подпись: 2Подпись: 1Подпись: 0

 

 

5.

 

Подведение итогов

 

8б. – 7б. – «5»

6б. – 5б. – «4»

4б. – 3б. – «3»

2б. - … - «2»

 

Количество баллов

 

 
 

 

 

 

 

Отметка

 

 
 

 

 

 

 

  • «Волшебные линеечки» 

На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен соценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.

1.     Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?

На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.

2.     Второй шаг – разработка критериев.

Задаем вопрос: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

Дети предлагают возможные варианты.

Фиксируем варианты ответов на доске:

  • наклон
  • высота буквы
  • ширина буквы
  • аккуратность

    Ответы детей и представляют собой не что иное, как критерии оценивания. А критерий – это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям.

Критерии должны быть четкими, однозначными.

3.     Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию (показатели и шкала оценивания). Как оценим работу?

Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске.

Кроме того, показателями данных критериев может быть самые простые:

  • наклон соблюдён при письме – 2 балла
  • наклон частично соблюдён при письме – 1 балл
  • наклон не соблюдён при письме – 0 баллов и т.д..

4.     Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.

Удалось ли выполнить задание?

Учитель предлагает посмотреть, на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».

Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваша деятельность была оценена выше?

  • «Оценочная лесенка»

Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

 

  • Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зеленый – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
  • Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов можно использовать «Дерево успеха». У детей лежат листочки (желтый, красный, зеленый) в конце урока дети прикрепляют их на дерево: зеленый листок – дело прошло полезно, плодотворно; желтый цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; красный листок – не все получилось, но я старался.
  • «Светофор»

Детям необходимо рассказать стихотворение наизусть.

1.     Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

2.     Второй шаг – разработка критериев.

Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы прочитать стихотворение наизусть?

Дети предлагают возможные варианты.

Фиксируем варианты ответов на доске:

  • Автор стихотворения
  • Название стихотворения
  • Знание содержания стихотворения
  • Выразительность
  • Темп рассказа
  • Громкость

В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.

Ответы детей и есть критерии оценивания.

3.     Следующий шаг – шкала. Если выполнил критерий 1 балл, не выполнил – 0 баллов. Как оценим работу?

 6-5 баллов – зеленый, 4 - 3 балла – желтый, 2 - 0 – красный.

4.    Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности. Учащиеся прослушав и оценив своего одноклассника поднимают цвет светофора.

         Со 2 класса начинается отметочное обучение. Чаще всего я использую листы успеха, маршрутные листы, в которых прописываю понятные для детей критерии и шкалу, затем выводится отметка по набранным баллам. Здесь ребенок видит, где он успешен, а где ему необходимо еще позаниматься, чтобы улучшить свой результат.

         Каждое задание должно иметь критерии, шкалу и рефлексию, для того чтобы учитель и ученик видели слабые стороны над которыми необходимо поработать (примеры листов успеха в приложении). Если в 1, 2 классах критерии, показатели и шкалу оценивания предлагаю детям сама, то в 3, 4 классе ребята учатся без наводящих вопросов формулировать критерии, показатели и шкалу оценивания разных заданий самостоятельно.

         Какие приемы оценивания еще использую в этих классах?

  •  «Закончи предложение»

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующий вопрос:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

  • Я узнал…
  • Я теперь знаю…
  • Мне было интересно…
  • Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

  • «Эмоциональная оценка» - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

  • «Оценочный лист» - самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

Также обязательно прописываются четкие и понятные критерии, шкала по которым происходит оценка.

Оценочный лист

ФИ ученика (цы) ____________________________________________

Критерии

Шкала

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Активность на уроке

+ да

- нет

+

+

+

Вклад в работу группы

+ да

- нет

+

+

+

Выступление перед классом

+ да

- нет

+

-

+

Итоговый балл

+++

++

+++

+++ - зеленый

++ - желтый

+ красный

  • «Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)»

 Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки:  «+  - да, - нет»

 Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

 Я  всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). 

 

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары). 

 

 

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу

 

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.  

 

 Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.  

 

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

 

Я подавал группе правильные ответы. 

 

 Он давал группе правильные ответы.  

 

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. 

 

 Он  работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. 

 

 Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.   

 

Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим.  

 

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. 

 

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  

 

 

  • «Оценка пересказа» Учащиеся слушают своего товарища, смотрят на критерии  пересказа (беглость, последовательность, точность, если пересказ творческий, то добавляется критерий творчество), и говорят, справился или не справился.
  • «Индивидуальная самооценка» 1-2 класс

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

  • «Индивидуальная самооценка» 3-4 класс

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою

работу.

- Какие умения формировал работая над этим заданием…

- Какой уровень (необходимый, базовый, повышенный)…

  • «Сосед по парте» 

1 вариант. Сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты.

2 вариант. Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.

3 вариант. Прежде, чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха», затем сосед по парте проверяет работу.

  • «Дорожка успеха» после выполнения какого-либо вида работы учащимся предлагается отметить, на каком этапе они находятся, прием способствует формированию адекватной самооценки.

Описание: hello_html_m5e563c35.png

  • Проверка по эталону. Учащиеся выполняют задание, после чего вывешивается эталон, и они себя оценивают. Может быть и взаимооценка.