ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ "КАК СТАТЬ ОЛИМПИЙЦЕМ"
Здоровьесберегающие технологии в режиме дня учащихся
Реализация деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Важным фактором физического, эстетического и нравственного воспитания ребенка является формирование представлений об олимпизме. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у младших школьников чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они предоставляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.
Физическое воспитание младшего школьника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей младшего школьного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием.
Цель исследовательского проекта - формирование поведенческой модели, направленной на сохранение здоровья, развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Задачи:
- Формирование навыков безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;
- Укрепление здоровья детей за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;
- Развитие детской самостоятельности, познавательных процессов, адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;
- Воспитание у детей ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, любови к окружающему миру природы и социальному окружению.
Особый акцент проекта сделан на изучение широкого спектра вопросов - от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем детей и окружающей природой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал исследовательского проекта.
Результатом исследовательского проекта, проведенного учащимися 1 класса МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области совместно с учителем, Смольяновой А.С., можно считать сформированность у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыки межличностного общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате работы над исследованием, определяется с помощью тестирования, анкетирования, наблюдений и т.д.
Практическая значимость проекта определяется тем, что проведенное детьми исследование успешно выполняет функцию приобщения младших школьников к здоровому образу жизни, к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Проект опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В пользу здорового образа жизни и спорта верим твёрдо. У раннего знакомства со спортом есть очевидные плюсы. Регулярные занятия учат преодолевать природную лень (если таковая имеется) и прививают серьёзное отношение к конкретному делу (в дальнейшем это совсем не обязательно может быть спорт). У совсем ещё маленького ребёнка вдруг проявляется недетская целеустремлённость, что непременно пригодится во взрослой жизни.
Какие же шаги необходимо сделать обычным ребятам, чтобы стать «олимпийцами»? Мы решили совместно с учителем, Смольяновой Аленой Станиславовной, провести исследование пути будущего олимпийца, а главное - самим научиться элементарным правилам личной гигиены, раскрыть взаимосвязь между нашим здоровьем и образом жизни.
Основную роль в проекте мы отвели исследованию здорового образа жизни, как необходимого условия успешности любого человека.
1. 2. ПУТИ РЕШЕНИЯ
Обозначив проблему, мы вместе с учителем, наметили пути ее решения:
- Проанализируем путь будущего олимпийца, составив для этого интеллектуальную карту. Составлять интеллект-карты нас научила наш учитель, Смольянова А.С., и мы активно пользуемся этим умением на различных уроках (русском языке, математике, рисовании и др.)
- Изучим с помощью учителя теоретические вопросы, необходимые для реализации пути будущего олимпийца.
- Обозначим начальный этап этого пути и наметим план действий, с помощью которого мы сможем его реализовать.
- Приступим к поэтапному выполнению запланированных мероприятий.
- Подведем итоги проекта.
1.3. НАШИ ДЕЙСТВИЯ
- Составляем интеллектуальную карту «Как стать олимпийцем?». (Приложение № 1). Понимаем, что даже идеальный путь спортсмена к Олимпиаде занимает длительное время, требует огромного терпения, старания и выносливости, т. е. качеств, которые необходимо развивать.
- Из нашей интеллект – карты видим, что начальным этапом пути будущего «олимпийца» является организация здорового образа жизни, который включает в себя: соблюдение правил личной гигиены; ежедневную зарядку и закаливание; правильное питание; соблюдение режима дня. Будущему спортсмену необходимо знать историю олимпийского движения, поэтому вместе с учителем планируем ряд занятий, на которых познакомимся с историей и традициями Олимпийского и Параолимпийского движения.
- Главным ориентиром для выбора вида спорта для ребенка считаем наше здоровье. Обратившись за помощью к родителям и учителю, овладеваем такой информацией: точно определить, какой вид спорта для ребёнка лучший в этом плане, может только педиатр или врач ЛФК (лечебной физической культуры). Так, плавание показано гиперактивным детям – оно успокаивает психику. Кроме того, занятия в бассейне носят закаливающий характер и потому рекомендуются детям, страдающим частыми простудными заболеваниями. Гимнастика корректирует особенности фигуры, как девочек, так и мальчиков, укрепляет мышцы и развивает координацию движений. Лыжи, как и все виды спорта, подразумевающие занятия на свежем воздухе, укрепляют иммунитет, бронхо-лёгочную и сердечно-сосудистую систему. Спортивные танцы полезны при лёгких формах сколиоза, избыточном весе. Каратэ и иные восточные боевые искусства подходят детям-астматикам, тренируют гибкость, скорость, быстроту реакции и закаляют выдержку. Командные игры (футбол, хоккей, баскетбол и т.п.) – в дошкольном возрасте очень полезны для психологического развития детей. Они подойдут как очень общительным, так и застенчивым детям, потому что учат дружить, отвечать за себя и при этом чувствовать соратников.
Осуществить подбор спортивной секции можно с помощью родителей или с их согласия. Так же решается вопрос с оплатой занятий (если они платные) и покупкой необходимого снаряжения. Выясняем, что получить необходимую информацию о спортивных секциях и магазинах, торгующих спортивным снаряжением, можно из газет, рассказов знакомых, передач по телевидению, Интернета (на сайте http://www.sakh.com/). С помощью учителя мы собрали следующую информацию о спортивных секциях:
1 | Южно-Сахалинск, пр. Мира, 480 | |
2 | Южно-Сахалинск, 15 км. Корсаковской трассы | |
3 | Южно-Сахалинск, ул. Венская, 3 | |
4 | Южно-Сахалинск, пр. Мира, 480, Арена-Сити | |
5 | Южно-Сахалинск, пр. Мира, 267-Б | |
6 | Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 49 | |
7 | ДЮСШ по плаванию | Южно-Сахалинск, Коммунистический пр., 3 |
8 | Южно-Сахалинск, пр. Победы, 50-А | |
9 | Корсаков, ул. Советская, 3 | |
10 | Южно-Сахалинск, перекресток ул. Пуркаева и ул. Горького | |
11 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7 | |
12 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7/1 | |
13 | Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 103 | |
14 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7 | |
15 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7/4; ул. Детская, 4-Б | |
16 | Южно-Сахалинск, ул. Венская, 5 | |
17 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7 | |
18 | Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 254-В | |
19 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7/1 | |
20 | Южно-Сахалинск, ул. Академическая, 32-А |
Основными магазинами, торгующими спортивным снаряжением, являются «Спортмастер», «Адидас груп», «Рибок», «Коламбия», «Тафгай».
Остается записаться в спортивную секцию, купить снаряжение; много, качественно и с удовольствием тренироваться и ответственно участвовать в соревнованиях. Понимаем, что далеко не каждый спортсмен будет удостоен чести представлять нашу страну на Олимпийских играх.
- Однако, главным условием успеха мы считаем ведение здорового образа жизни. (Приложение № 2), который включает в себя:
- соблюдение режима дня и правил личной гигиены;
- ежедневную зарядку и закаливание;
- правильное питание.
Для сбора информации по данному вопросу наш учитель организует «мозговой штурм». Мы работаем командами.
1 команда составляет режим дня и список правил личной гигиены.
2 команда вспоминает упражнения, которые мы делаем в классе на ежедневной утренней
зарядке перед уроками, и собирает сведения о том, как можно закаляться.
3 команда составляет список вредных и полезных продуктов.
По окончании «мозгового штурма» обсуждаем результаты работы групп, вносим дополнения. Принимаем коллективное решение:
- Соблюдать режим дня и правила личной гигиены.
- Продолжать каждое утро делать зарядку в классе (можно и дома утром).
- Стараться употреблять в пищу только полезные продукты.
- Составляем памятку «ЗОЖ». (Приложение № 3).
Понимаем, что без помощи родителей нам не обойтись, поэтому планируем ознакомить наших пап и мам с проектом.
- Приступим к поэтапному выполнению запланированных мероприятий.
- Знакомим родителей с нашим проектом, просим содействия в его осуществлении.
- На занятиях внеурочной деятельностью по направлению «Мои проекты» знакомимся с историей и традициями Олимпийского и Параолимпийского движений, правилами спортивного поведения. (Приложение № 4)
- Участвуем во встрече с волонтерами из Корсаковской молодежной организации «Мы вместе!» на тему «Здоровье и наши привычки». (Приложение № 5)
- Ежедневно перед уроками делаем зарядку всем классом (Приложение № 6).
- Активно занимаемся спортом (Приложение № 7).
- Соблюдаем правила личной гигиены (умываемся, чистим зубы 2 раза в день, принимаем душ после физических нагрузок и т.д.).
- Употреблять в пищу только полезные продукты (стараемся не употреблять в пищу чипсы, фастфуд и другие продукты из «вредного» списка).
- Соблюдаем режим дня (вовремя встаем и ложимся, учимся грамотно распределять время в течение дня).
- Наблюдаем за своим самочувствием и работоспособностью.
1.4. РЕЗУЛЬТАТ
Результатом проекта считаем следующее:
- Высокий уровень нашей информированности о здоровом образе жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье, правилах закаливания организма; значении двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья. Принятие и исполнение основных положений памятки о ЗОЖ (Анкета. Приложение № 8)
- Сформированность чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на Олимпийских и Параолимпийских играх (Анкета. Приложение № 9).
- Повышение активности в участии в мероприятиях школы, класса, района, области. (Диаграмма вовлеченности. Приложение № 10)
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья и привлечения их к спорту. Осознание важности проекта, принятие основных положений к сведению и исполнению. (Анкета. Приложение № 11).
ВЫВОДЫ
Работа над исследовательским проектом показала, что исследование вопроса о здоровом образе жизни, включение элементов олимпийского образования в процесс обучения способствовали формированию у учащихся интереса к своему здоровью, физическому совершенствованию.
Проведенное анкетирование по вопросу информированности о здоровом образе жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье, правилах закаливания организма; значении двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья показало, что после проведения исследовательского проекта уровень знаний учащихся заметно повысился. К концу учебного года количество учащихся, соблюдающих режим дня, увеличилось на 5 человек, на 6 человек увеличилось количество учащихся, отказавшихся от продуктов «Вредного» списка, на 8 человек больше стали делать зарядку, 10 человек из 13 рассказывают дома о вреде курения. (Приложение № 8).
По сравнению с началом учебного года у детей сформировалось чувство сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на Олимпийских и Параолимпийских играх. Большинство учащихся могут дать достойные ответы на предложенные вопросы (Приложение № 9)
Постепенно возросла творческая активность детей. В ходе совместной деятельности с детьми, происходила интеграция следующих видов деятельности: продуктивной; музыкальной; двигательной; познавательной; коммуникативной.
Это нашло отражение в качественном участии детей в мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней.(Приложение № 10)
Возрос уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей и привлечения их к спорту. 11 человек из 13 отметили, что дети стараются соблюдать режим дня и родители охотно им в этом помогают, 13 человек отметили, что дети делают зарядку в школе каждый день, а некоторые дети делают её и дома, 5 родителей перестали покупать детям чипсы, газ.напитки и др., все родители отмечают информированность детей о вреде курения и рассказах об этом дома. 14 из 15 курящих родителей воздерживаются от курения в присутствии детей, а 1 бросил курить совсем. (Приложение № 11).
Решая с детьми задачи здоровьесберегающей направленности, мы искали такую форму работы, которая была бы интересна и полезна как детям, так и взрослым. Не только способствовала физическому развитию и укреплению здоровья школьников, но и вызывала интерес к саморазвитию, самосовершенствованию, способствовала сплочению детского коллектива. Исследовательский проект в полной мере позволил решить задачу формирования поведенческой модели, направленной на сохранение здоровья, развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гик, Е. Популярная история спорта / Евгений Гик, Екатерина Гупало. – М.: Академия, 2007. – 448с.
- Озерецкая, Е. Олимпийские игры, или рассказ об афинском мальчике, который побывал на олимпийских играх, о том, что он там увидел и какие необыкновенные события из-за этого произошли: научно-художественная книга / Е. Озерецкая; худож. С. Остров. – Л.: Дет. лит., 1990. – 152с.
- Олимпийский калейдоскоп. Занимательная история Олимпийских игр: специальный выпуск журнала «Клепа». – М.: Клепа, 2012. – 96 с.
- Ценности Олимпийского и паралимпийского движения: методическое пособие для классных руководителей общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // www.sochi2014.com/games/education/manuals/
- Я познаю мир. Спорт: детская энциклопедия. – М.: АСТ: Астрель, 2000. – 448 с.
docx
25.63 KB
ГТО - В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ
2016 Г
ВВЕДЕНИЕ
Много раз от взрослых мы слышали слово «ГТО». Мы спросили у своего учителя о значении этих букв и узнали, что ГТО - это Всесоюзное физкультурное движение «Готов к труду и обороне».
При изучении поэмы Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое» нам встретилась строка « Знак "ГТО" на груди у него». Мы заинтересовались, решили провести исследование и получить более полную информацию по этому вопросу.
Цели проекта:
- учебная: обучение умению собирать и обобщать материал по заданной теме;
- воспитательная: формирование знаний о здоровом образа жизни, о пользе занятий спортом, привлечение к активному занятию физической культурой; - привлечение внимания наших родителей к учебному труду ребенка (оказание помощи в работе над проектом), к развитию интереса к здоровому образу жизни;
- развивающая: расширение кругозора, побуждение ребят к творчеству;
метапредметная: - развитие умения работать в коллективе (например, с родителями, учителями, одноклассниками);
- воспитание ответственности за общее коллективное дело;
- формирование умения спланировать и оценить свои умения по созданию работы на заданную тему;
- формирование умения проявить личностные качества (настойчивость, творческие возможности, терпение и т.д.)
Задачи проекта:
- расширить кругозор детей и родителей (собрать материал о всероссийском движении ГТО, о нормативах ГТО);
- привлечь внимание родителей к нашей школьной жизни, оказание практической помощи при выполнении проекта детям;
- привлечь внимание учащихся к здоровому образу жизни.
Задачи учащихся: составить интеллект-карту выполнения проекта и выбрать для себя наиболее интересное дело (поиск информации, проведение социологического опроса, оформление стенда, участие в выполнении нормативов (тестов) ГТО), добросовестно отнестись к данному поручению и выполнить его качественно;
- привлечь родителей к работе, доходчиво объяснив им, какую работу им предстоит выполнить вместе;
Задача родителей: помочь нам в выполнении поручения.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Метод: поисковый (поиск материала в Интернете, переработка его для учащихся начальной школы, выполнение творческих заданий); словесный (защита своих работ, беседа, выводы); практический (участие в выполнении нормативов (тестов) ГТО).
Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): слово учителя, беседа, спортивные соревнования;
Ожидаемый результат:
- формирование личностных, регулятивных, познавательных УУД;
- привлечение ребят к систематическим занятиям физической культурой;
- укрепление здоровья учащихся;
- создание стенда по результатам коллективной творческой деятельности «ГТО – в здоровом теле здоровый дух!»;
- активное включение детей и родителей в коллективную творческую деятельность,
- адекватная самооценка ребят результатов своей творческой деятельности
Актуальность работы:
Медицинские работники, государство, родители в последние годы озабочены снижением уровня здоровых детей. В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года, результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ЧАСТЬ
Для реализации проекта мы составили интеллект карту наших действий в программе Paint. Мы разделились на 3 группы, для каждой группы были определены задания:
1группа: составить историческую справку о комплексе ГТО.
2 группа:
- подобрать пословицы и поговорки о здоровом образе жизни;
- найти стихи, рассказы о спорте и здоровом образе жизни;
- принять участие в сдаче норм ГТО (2 ступень "Стартуют все": 9-10 лет) и сделать фотографии.
3 группа:
- провести социологический опрос среди учащихся начальной школы;
- сделать стенд о ГТО.
Проанализировав поставленные перед собой задачи, 1 группа приступила к поиску информации. Обратившись к Интернет-ресурсам, мы узнали, что 24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» опубликовала материалы о том, что необходимо оценить всестороннюю физическую подготовку молодежи. Предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнит, награждать значком. Предложение комсомольцев было одобрено в широких кругах общественности, и по поручению Всесоюзного совета физической культуры в СССР был разработан проект комплекса ГТО, который в марте 1931 года после обсуждения в различных общественных организациях страны был утвержден.
Сначала комплекс ГТО состоял из одной ступени, которая включала 15 нормативов по различным физическим упражнениям (бег, прыжки, метания, плавание, лыжи и др.). Кроме того, сдающие комплекс должны были знать основы советского физкультурного движения и военного дела.
Простые и общедоступные физические упражнения и виды спорта, включенные в нормативы, их польза для укрепления здоровья, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. В 1931 году значок ГТО получили 24 тысячи физкультурников, в 1932-м — 465 тысяч, и в 1933 году 835 тысяч физкультурников. В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО, содержащая 25 норм: 3 теоретических требования и 22 практических испытания по различным видам физических упражнений. Она была значительно сложнее. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок.
В 1934 году был учрежден значок «Будь готов к труду и обороне» для школьников 14—15 лет, который состоял из 16 норм спортивно-технического характера и требований по санитарной подготовке. Значкист БГТО, кроме того, должен был уметь провести занятия по одному из видов спорта, знать правила и уметь судить спортивные игры. (Изображения значков в Приложении 2).
Большая притягательная сила комплекса ГТО открыла дорогу в спорт для миллионов юношей и девушек. Выполнением нормативов ГТО начали свой путь замечательные советские спортсмены, ставшие победителями крупнейших международных состязаний, высоко поднявшие над миром знамя советского спорта.
Поэма Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое» была написана в 1937 году, и строчка «Знак ГТО на груди у него» была в то время понятна любому советскому человеку. Все знали, что ГТО – это Всесоюзное движение «Готов к труду и обороне» - программа физкультурной подготовки, которая существовала в нашей стране с 1931 года по 1991 год.
В семидесятые годы прошлого века проходит много массовых спортивных состязаний на основе ГТО. С 1974 года в СССР начинаются всесоюзные первенства по многоборьям ГТО, которые всего через год объединяют 37 миллионов участников, из них пятьсот человек выходят в финал. Призеры четвертой ступени автоматически становятся мастерами спорта СССР. За последовавшие семь лет чемпионами районов, городов, областей и республик стали свыше 350 тысяч юношей и девушек, среди них 77 чемпионов СССР по многоборью ГТО и 100 — первые в истории движения мастера спорта по многоборью ГТО.
С 1974 года в движение активно включились молодежные издания. «Комсомольская правда» стала первой газетой, на призы которой организовывался чемпионат СССР. В нем разыгрывалось первенство в четырех возрастных категориях. В программу соревнований входили такие виды спортивных состязаний, как бег на 100 метров, метание гранаты, стрельба, плавание на 100 метров, легкоатлетический кросс. Самая знаменитая участница 9-кратная чемпионка СССР Наталья Богословская по итогам соревнований была удостоена звания «заслуженный мастер спорта».
На старты по сдаче ГТО выходили известные ученые, спортсмены, герои труда. Академик Павлов и писатель Максим Горький приветствовали интерес населения к физической культуре и спорту.
Среди людей, которые получали значки ГТО, были известные звезды спорта и культуры СССР, Аркадий Гайдар, братья Знаменские, прославленные игроки московского «Спартака», Василий Соловьев-Седой.
По Указу Президента Российской Федерации с 1 сентября 2014 года в нашей стране введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Сделано это было для продвижения ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
Выполнивших нормативы комплекса отмечают золотыми, серебряными или бронзовыми знаками отличия, а также спортсмены могут получить массовые спортивные разряды и звания.
Обладание такими знаками отличия даст бонусы при поступлении в высшие учебные заведения.
Структура нового комплекса ГТО включает следующие ступени:
1 ступень "Играй и двигайся": 6-8 лет (1-2 классы)
2 ступень "Стартуют все": 9-10 лет (3-4 классы)
3 ступень "Смелые и ловкие": 11-12 лет (5-6 классы)
4 ступень " Олимпийские надежды ": 13-15 лет (7-9 классы)
5 ступень "Сила и грация": 16-17 лет (10-11 классы)
6 ступень "Физическое совершенство": 18-30 лет
7 ступень "Бодрость и здоровье ": 41-50 лет
8 ступень "Здоровье и долголетие": 51-55лет и старше.
Значок ГТО получил новый дизайн (Приложение 2). Знак отличия ГТО теперь имеет форму стилизованной многоконечной звезды, в центре которой расположена окружность с изображением бегущего спортсмена на фоне красного цвета для золотого знака отличия, синего — для серебряного значка, а для бронзового - зеленый цвет c изображением восходящего солнца.
2 группа подобрала пословицы, стихи и поговорки о здоровом образе жизни (Приложение 3), а некоторые ребята приняли участие в выполнении нормативов (тестов) ГТО (2 ступень "Стартуют все": 9-10 лет) и сделали фотографии (Приложение 4).
3 группа провела социологический опрос среди учащихся начальной школы и задала им следующие вопросы:
- Как вы понимаете девиз «Готов к труду и обороне»?
- Способствовал ли комплекс ГТО укреплению здоровья людей? Почему?
- Как вы считаете, почему нужно заниматься спортом?
- Хотели бы вы попробовать сдать нормы ГТО?
Результаты социологического опроса команда представила в Приложении 5. Так же участники 3 команды при помощи родителей сделали стенд о ГТО (Приложение 6)
Несколько наших одноклассников приняли участие в выполнении нормативов (тестов) ГТО на 2 ступени «Стартуют все»: 9-10 лет (г. Корсаков, 12,18 мая 2016 г) (фото в Приложении 4)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш проект имеет большое практическое значение:
- мы убедились в пользе занятиями физкультурой и спортом;
- наши родители приняли активное участие в школьной жизни;
- мы развивали свои творческие способности;
- изготовили стенд «ГТО – в здоровом теле здоровый дух!»
Каждая группа защищала свою работу, рассказывала, что они нашли, что узнали нового, как работали над проектом. Ребята высказывались, как повлияло на их жизнь, интересы, увлечения то новое о здоровом образе жизни, что они узнали при подготовке к проекту.
Мы подвели итог своей работе: для того, чтобы в жизни быть успешным, надо быть здоровым и активным, настойчивым и терпеливым, Ведь не зря народ, стремясь сохранить нравственное здоровье нации, создал пословицы, подходящие под все случаи жизни.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- http://www.sportobzor.ru/a-vy-znaete/istoriya-gto-v-sssr.html
- http://www.svdeti.ru/index.php?id=1545:gto&Itemid=96&option=com_k2&view=item
- http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-3558
- http://kakzdorovo.ru/library/hronicheskiy-nikotinizm/890.html
ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ КНИГИ
Проект ученицы 4 класса МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области САИДОВОЙ КАМИЛЛЫ МИКАИЛОВНЫ 2015-2016
С древних времен искусством называли способность художников, артистов, литераторов выражать свой талант и пробуждать в людях эмоции, чувства и привлекать интерес к своему творению.
Одним из произведений искусства являются книги. Еще в детстве я увлеклась их чтением. Моя любимая книга – «Приключения Гарри Поттера» Джоан Роулинг. Мне захотелось узнать, как создавалась эта книга.
Также я поставила перед собой цель: Создать свою книгу.
Для ее достижения мне необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю создания книг;
- изучить этапы изготовления книг на примере книги «Приключения Гарри Поттера»;
- найти единомышленников и подготовить необходимый материал для создания своей книги;
- создать свою книгу, которая поможет читателям почувствовать эмоции, улучшить настроение, поможет расслабиться и развлечься.
На библиотечном уроке я узнала, что самые первые книги представляли собой глиняные таблички, на которых «писали» специальными палочками – стилусами. Таблички сшивались в единый блок, называемый «кодекс». В Древнем Египте книги представляли собой длинные свитки из папируса. Европейцы изготавливали бумагу из шкур крупного рогатого скота и называли ее «пергамент». Жители Руси использовали вместо бумаги бересту. В Греции использовали восковые таблички для письма. Обыкновенную бумагу для письма придумали китайцы. Но во все века купить книгу мог позволить лишь очень богатый человек. Книги стали доступнее, когда изобрели печатный станок.
Первым этапом создания любой книги является написание рукописи. Идея книги рождается у писателя в голове. Так произошло с моим любимой писательницей, 25-летней Джоан Роулинг, которая ожидала поезд из Манчестера в Лондон. Поезд безнадежно опаздывал. Джоан провела несколько часов, размышляя о книге, которую давно задумала, и, в конце концов, история мальчика-волшебника выстроилась во всех подробностях: «В какое-то мгновение отдельные кусочки встали на свои места, и я увидела всю картину!» Добравшись, наконец, до Лондона, она постаралась побыстрее записать все, что пришло ей в голову. Фамилия главного героя была заимствована у Яна Поттера, товарища по детским играм, который жил по соседству с Роулингами. Прототипом Гермионы стала маленькая Джоан, а Рон со временем становился похож на ее давнего друга Шона.
Желание написать «Гарри» было очень сильным. Оно осуществилось в 1995 году. Джоан напечатала несколько копий на пишущей машинке (денег на фотокопии не было), лотом отправилась в библиотеку и выписала из Ежегодника писателей и художников адреса нескольких литературных агентов.
Многие издатели отказывались публиковать роман, но в 1995 году Роулинг удалось продать право на публикацию издательству «Блумсбери» за символическую плату в 2500 фунтов стерлингов.
3Затем рукопись попала в руки к художнику-иллюстратору. Он тоже внимательно прочитал книгу. В его голове родились образы. Художник придумал лица, движения, нарисовал их на бумаге. Дальше набросок переносится на кальку, а потом на просвет. Здесь его обводят и раскрашивают. Рисунки должны быть яркими и интересными, чтобы читателю захотелось прочитать книгу.
Следующий этап – литературный редактор. Это человек, который отвечает за содержание книги, редактирует ее.
Художественный редактор отвечает за оформление книги. Здесь формируется общий образ книги, ее макет. Готовый оригинал книги с картинками отправляется на сканирование. На компьютере верстается книга, после чего она отправляется на фабрику.
На фабрике монтируются фотоформы, а из них изготавливаются печатные формы. Печатают книги на станках. Все остальные этапы: шитье книжного блока, изготовление переплетных крышек – также выполняются на специальном оборудовании машинами. Готовая книга попадает в библиотеку или книжный магазин.
Узнав, как изготавливается книга, я захотела создать свою. Создание книги всегда предполагает творчество. Человек должен уметь выражать свои мысли. У него должны быть способности и желание донести свои идеи до читателей. Затем надо выбрать тему и жанр, в котором она будет написана. Произведение должно быть интересно читателю.
Сначала я написала стихотворение, прочитала своим близким, они одобрили. Потом, когда я решила создать свою книгу, то стала писать еще, и стихов и басен стало несколько.
В качестве художника я хотела выступить сама, но моя учительница посоветовала мне обратиться за помощью к одноклассникам. Многие наши ребята очень хорошо рисуют.
В роли литературного и художественного редактора была Алена Станиславовна. Она внимательно прочитала стихи и басни, исправила ошибки. Кое-что она посоветовала переписать, что-то вычеркнуть вовсе. Затем она перепечатала тексты, отсканировала рисунки и разместила их в нужных местах книги. Макет книги готов! Обложку моей книги тоже она изготовила. Листы распечатали на принтере, собрали их в книжный блок, отрезали лишнее, добавили листы для форзаца и приступили к изготовлению переплетной крышки. Осталось только склеить обложку, и, наконец, книга готова!
Я испытала настоящую гордость, держа ее в руках. Также мы изготовили копии с бумажными обложками, которые я хочу подарить моим художникам, помогавшим мне. Тираж моей книги составил десять экземпляров. Я так же подарила ее своим друзьям и родственникам.
А когда они прочитали мое произведение, я попросила их ответить на вопросы и составила диаграммы:
- Понравились ли вам мои стихи и басни?
- Понравилось ли вам оформление книги?
- Считаете ли вы мою книгу произведением искусства?
В ходе работы я познакомилась со специальностями, связанными с книжным делом. Также мне удалось создать свою книгу, ее чтение оказалось интересным и увлекательным. Цель своей работы считаю выполненной, задачи достигнутыми.
КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Исследовательская работа ученика 4 класса МБОУ "СОШ с.Дачное" Корсаковского городского округа Сахалинской области КУЯНЦЕВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВЫВОДЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ сделать разноцветной нашу действительность. Я очень люблю рисовать, но всегда всего рисую готовыми красками, акварельными, гуашевыми, акриловыми и даже масляными. Однако, уверен, что мы мало знаем о способах приготовления красок. Я планирую провести исследование, получить некоторые краски растительного происхождения и найти им применение им в повседневной жизни.
Выдвигаю гипотезу: краски можно приготовить самостоятельно, «не выходя из дома».
Целью моей работы - изучение красок, используемых в повседневной жизни (с древних времен и до наших дней), получение красок в домашних условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. По литературным источникам выяснить роль красок в жизни человека и способы их получения.
2. Получить некоторые органические краски растительного происхождения.
3. Применить полученные краски для окрашивания тканей.
4. Полученными красками сделать пробные рисунки.
Я планирую провести следующие эксперименты в домашних условиях:
1. Приготовить отвары трав, имеющихся в домашней аптечке, а так же получить соки некоторых овощей и ягод.
2. Попробовать окрасить образцы тканей.
3. Использовать приготовленные краски для рисования картин.
Исследование данной работы лежит в области естествознания, неживой природы, и посвящено изучению удивительных свойств пигментов.
Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.
Новизна исследования заключается в том, что изучение состава красок осуществляется путем эксперимента.
Объектом исследования являются краски, полученные из различного растительного материала.
В своей работе я использовал следующие методы: работа с научно - познавательной литературой, интернет - источниками, проведение анкетирования среди учащихся своего класса, анализ, сравнение, наблюдение.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам.
Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации.
Натуральные красные и желтые земли, древесный уголь и мел, - были теми
простыми веществами, с помощью которых первобытный мастер создавал свое искусство. Процесс изготовления краски, по – сути, не изменился поныне.
Порошкообразные пигменты, по-видимому, смешивали с водой, костным мозгом, животными жирами, яичным белком или с растительными сахарами и получали краски.
Растительные краски были одними из первых, которые начал применять
человек, украшая себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были ярко окрашенные соки лепестков, листьев, плодов, затем люди научились специально приготовлять красители из растений. Так, при раскопках египетских пирамид найдены ткани, окрашенные индиго - краской синего цвета, которую получали из листьев индигоносных растений. Индиго широко применяли в Китае, Индии, Персии.
Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России привозными красками пользовались редко. Крестьяне приготовляли их из растений, которые росли рядом: на огороде, в саду, в лесу.
Синюю краску, например, добывали из корня горца красильного, а желтую – из корней щавеля конского. Вишневый цвет давал лишайник стенная золотянка, а с помощью сухих ягод ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Со временем краскоделы научились из одного и того же растения приготовлять краски различных цветов, например, из зверобоя красную, желтую и оранжевую, а из манжетки - желтую, зеленую и черную. Особенно широкую цветную палитру давала марена красильная. Знаменитые неувядаемой яркостью и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной краской, которую получали из корней марены.
В России историю красок изучают по иконам.
Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии.
Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок - казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённый лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом, становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки.
У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную...Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк.
Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно - зелёная) является смертельно - опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. Есть даже версия, что Наполеон умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев - изумрудно - зелёной краской были выкрашены стены в его доме на острове Святой Елены. В древности, украшенная красками ткань являлась признаком богатства и такую роскошь могли обеспечить себе очень обеспеченные люди. Теперь, краски стали частью повседневной жизни. Их проще достать и делать наш мир более ярким.
В наше время растительные краски уступили место синтетическим, только в пищевой промышленности и отчасти в ковровом ткачестве они по-прежнему широко используются.
Почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических
элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика - краска, замешанная на воске.
Проанализировав статьи в научно-популярной литературе и интернет-
ресурсы, я нашел множество различных способов приготовления красок.
Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит.
Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве
связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд.
Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Все эти знания я получил из следующих источников:
1. Биология. Детская энциклопедия «Аванта», 1997 г.
2. Все обо всем – популярная энциклопедия для детей – М., 1995 г
3. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.
4. Кукушкин Ю.Н. « Химия вокруг нас» Дрофа, 2003 год
5. www.planeta. tspu.ru>files>file
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я понял, что смогу сделать некоторые краски сам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Своим одноклассникам, ученикам 4 класса, и взрослым я задал такой вопрос: Как вы думаете, из чего в домашних условиях можно получить краски? Опрошено было всего 30 человек, 15 детей и 15 взрослых. Результаты получились такие:
Ответ Количество
Лук 23 чел.
Свекла 19 чел.
Чай 6 чел.
Морковь 10 чел.
Ягоды разные 19 чел.
Кофе 4 чел.
Чай 2 чел.
Травы разные 25 чел.
Пищевой краситель 3 чел.
Краска для волос 3 чел.
Цветы 13 чел.
Соки в коробках 1 чел.
Сажа 5 чел.
Марганец 10 чел.
Зеленка 1 чел.
Синька 3 чел.
Йод 2 чел.
Пряжа 9 чел.
Затрудняюсь с ответом 8 чел.
2) Проанализировав ответы, я сделал вывод, что краски в домашних условиях можно получить следующим образом:
А) Использовав сок овощей, ягод, фруктов.
Б) Можно приготовить отвар или настойку из растений или его частей.
В) Возможно использование муки, крахмала, мыла, талька, соли,
растительного масла в качестве связующего вещества, но этот процесс
требует особой внимательности, точности и стараний.
Осталось проверить мои предположения на практике.
3) Для проведения эксперимента мне необходимы были красящие пигменты и связующее вещество. Я воспользовался рекомендациями, которые были даны на сайте «7я.ru». При подготовке всех этапов мне помогала мама.
Красящими пигментами у меня были следующие ингредиенты, натертые на терке, тщательно перемолотые в кофемолке, отжатые через марлю:
1. Активированный уголь – черный пигмент.
2. Мел – белый.
3. Приправа паприка – красный.
4. Карри – охра.
5. Черника – фиолетовый.
6. Кофе – коричневый.
7. Свежевыжатый свекольный сок – бордовый.
8. Свежесваренный раствор ромашки – зеленый.
9. Морковь – оранжевый.
10.Мандарин – желтый.
Эксперимент № 1
Смешав красящие пигменты с небольшим количеством воды, я получил несколько различных красок, которыми можно было рисовать.
Приготовленные краски я решил сначала «испытать» на бумаге и был удивлен тому, что некоторые краски изменили свой цвет после нанесения их на бумагу, что меня очень заинтересовало. Мне удалось найти ответ на мой впрос. Оказывается причиной этого явления является индикаторное свойство некоторых веществ.
Далее в своей работе я использовал полученные краски для создания рисунка, что оказалось сложнее, чем рисовать химическими красками, но мне удалось сделать маленький пейзаж.
Дальнейшая моя работа заключалась в том, чтобы полученными красками окрасить ткань. Результаты моей работы так же были удивительными. Посмотрите, цвет некоторых « рубашек» значительно отличался от цветных бумажных полосок.
Эксперимент № 2
В ходе рисования у меня появился вопрос: Что произойдет с красками и как изменятся их свойства, если основой будет служить молоко?
В каждый пигмент я добавил молоко в соотношении 3:1. Молоко успешно соединилось со всеми пигментами. Я отметил, что в некоторых пигментах молоко сначала собиралось в шарики и становилось однородным только после тщательного вымешивания.
При окрашивании бумаги «молочными красками» я заметил, что они лучше ложатся на бумагу, почти не растекаются, цвет получается более плотный. У некоторых красок появились блеск и гладкость.
Опыт с молоком еще больше заинтересовал меня. Я решил провести еще один эксперимент.
Эксперимент № 3
В полученные «водные» краски в качестве связующего вещества я стал добавлять измельченный мел. При смешивании мел прекрасно соединялся с красителями. Краски стали бледнее, но гуще.
Пейзаж, выполненный красками с добавлением мела, был бледнее. После высыхания красок мел осыпался.
Окрашивание ткани меловыми красками возможно, но краска плохо впитывается в ткань, а на поверхности ткани остаются крупинки мела. Однако, мел сыграл и положительную роль – очень светлые оттенки красок стали более заметными.
ВЫВОДЫ
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Некоторые из них можно сделать в домашних условиях.
Мои гипотезы, поставленные в начале исследования, доказаны на примере органических красок растительного происхождения, т.к. в домашних условиях действительно можно приготовить экологически чистые краски, но по своей консистенции и свойствам они будут отличаться от магазинных.
- История красок началась вместе с появлением человека. Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества. Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит. В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
- Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
- В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, используя множество веществ растительного происхождения. Подобные краски можно использовать для окрашивания тканей, создания рисунков, а краски годные для употребления в пищу можно использовать и в кулинарии. Они достаточно стойкие, но их цветовая гамма очень мала. Они не очень яркие, их невозможно смешивать для получения нужных оттенков, как искусственные краски. При использовании растительных красок требуется знать особенности некоторых из них связанных с изменением цвета. Тем ни менее это экологически чистые и безопасные, природные краски, которые при желании может получить, и смело использовать даже ребенок. К тому же это очень увлекательно и познавательно. Например: краски, изменяющие цвет, можно применять для «волшебных» раскрасок или в познавательных книгах для детей.
Я думаю, что есть перспективы для моей дальнейшей работы по изучению красителей их особенностей и способов получения.
ВЛИЯЕТ ЛИ ЗУБНАЯ ПАСТА НА ПРОЧНОСТЬ ЗУБОВ
Исследовательская работа ученицы 4 класса МБОУ "СОШ с.Дачное" Корсаковского городского округа Сахалинской области МОЧАЛОВОЙ ДАРЬИ ДЕНИСОВНЫ 2015-2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВЫВОДЫ ПРИЛОЖЕНИЯ | 3 4 7 9 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Много вещей окружает нас, которыми мы привыкли пользоваться, не задумываясь, давно ли они появились, и кто трудился над их созданием. Например, зубная паста. Какие средства применяли раньше и зачем чистят зубы? Обо всем этом можно узнать из моего проекта «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?».
Цель моей работы: изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.
Объект исследования: зубная паста.
Предмет исследования: состав и влияние зубных паст.
Задачи:
- изучить историю создания, состав и действие компонентов зубных паст;
- провести наблюдение и эксперимент;
- сделать выводы.
Гипотеза: способна ли зубная паста оказать влияние на прочность зубов?
Методы исследования:
- собрать информацию о видах и составе зубных паст;
- систематизировать полученные теоретические и практические знания;
- исследовать, пронаблюдать и провести эксперимент.
Цели самостоятельной работы:
1. Провести эксперимент и сделать вывод о результате химического взаимодействия кислот и соединений кальция.
2. Исследовать под микроскопом зубной налет
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Древнейшие упоминание зубной пасты встречается в древнеегипетском папирусе, датируемом 1500 г. до н.э. В нем были собраны рецепты зубных паст, используемых еще с 3500 г. до н.э. Так, в состав одного из описанных рецептов паст входили следующие ингредиенты: пепел внутренностей быка, мирра, растертая яичная скорлупа и пемза.
В Древнем Китае зубная паста имела иной состав: соль и еще несколько компонентов со странными и непроизносимыми названиями.
Заслуга в дальнейшем совершенствовании зубной пасты принадлежит древнем грекам и римлянам. Греки большое внимание уделяли физической красоте человеческого тела, в том числе и красивой белоснежной улыбке. Для чистки зубов в Древней Греции использовали различные полирующие и абразивные вещества, такие как жженые раковины, кораллы, тальк в сочетании с солью или без нее, растирая их до состояния порошка или пасты и смешивая полученное вещество с медом.
Добавление меда в пасту было обусловлено верой греков в его магические свойства. Древняя римская литература также содержит информацию о различных чистящих и полирующих веществах, таких как грунтовые устрицы, раковины жемчужницы, пережженные животы и рога крупного рогатого скота, смешанные с ароматическими добавками из сушеных лепестков роз или мирры.
В средневековой Европе развитие гигиены полости рта несколько затормозилось. В Европе в это время были очень сильны суеверия, поэтому и рецепты зубных паст и порошков выглядели довольно странно. Например, самым популярным средством для чистки зубов считался зубной порошок, содержащий в составе хлебный сухарь, надгрызенный мышью. Другим способом очистки зубов в тот же период было сочетание костей каракатицы, мелких морских раковин, пемзы, горелых рогов самцов оленей, ореховых квасцов, горной соли, тростника и корней ириса; в общей сложности состав должен был включать обязательно девять ингредиентов. Все они смешивались, перетирались в порошок, помещались в льняной мешочек и использовались для натирания зубов.
Зубной порошок, а затем и зубная паста, наиболее похожие на современные, впервые появились в конце 18 века в Великобритании. Это средство для чистки зубов продавалось в керамическом сосуде в виде порошка или пасты. Люди с достатком использовали для его нанесения специальную щетку, а те, кто был победнее, делали это при помощи пальцев. Но, несмотря на то, что порошки составлялись врачами-дантистами и химиками, они часто содержали чрезмерно абразивные вещества, которые могли нанести вред зубам: кирпичную пыль, размельченный фарфор и глиняные осколки, а также в их состав входили мыло и мел.
В России в это время Петр I велел боярам чистить зубы толченым мелом и влажной тряпочкой. А в народе был известен иной способ: угли из березовой древесины отлично отбеливали зубы. Вот только рот полоскать после такой чистки следовало особенно тщательно.
Новый этап в развитии зубных паст произошел в 19 веке, когда в 1853 году Джон Харрис предложил использовать мел в качестве абразивного наполнителя зубных паст.
В это время стали возникать первые компании, специализирующиеся на выпуске средств гигиены для полости рта. Однако еще долгое время производством зубных паст и порошков занимались аптекари. Они растирали мел в порошок, а для придания ему более приятных вкусовых качеств добавляли в него мелко растертые листья или плоды лекарственных растений, таких как корица, шалфей, фиалка и других, позже их стали заменять различными эфирными маслами. Порошки пользовались большой популярностью достаточно долго, так как были дешевы, и у них почти не было конкурентов. Однако у зубных порошков было много недостатков. Так большая абразивность зубных порошков приводила к стиранию эмали зубов и появлению их гиперчувствительности на внешние раздражители. Кроме этого, порошки быстро загрязнялись в процессе их использования, при открывании, при соприкосновении со щеткой.
В середине 19 века у зубных порошков стало появляться все больше конкурентов. В 60-х годах компания С.С.Вайт выпустила зубной порошок, пасту в складной трубке и жесткое зубное мыло, которое состояло из осажденного мела, масла кокосовых орехов, белого сахара, мыла и ароматизатора. А в 1873 году компания Колгейт представила на американском рынке ароматизированную зубную пасту в банке. Считается, что регулярное производство зубных паст в мире началось с конца 70-х годов 19 века в Америке. Тубы, аналогичные современным, появились в 90-х годах 19 века.
В 20 веке продолжалось развитие производства зубных паст. Пасты стали отличаться по цели применения и другим, менее важным характеристикам, таким как цвет, вкус, запах и т.п. процесс эволюции зубных паст далеко не завершен – одни средства отмирают, другие живут десятилетия. Прогресс, развитие науки постоянно преподносят нам сюрпризы, позволяющие все лучше ухаживать за нашими зубами. Неизменным остается только одно – стремление человека иметь белоснежную улыбку и приятный запах изо рта.
Сведения получены из следующих источников:
- Знакомьтесь, зубная паста. – М.: ЗАО «Натусана», 2008
- Энциклопедия «Я познаю мир. Химия» - М.: АСТ «Астрель», 2009
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучив историю совершенствования зубной пасты, я решила исследовать влияние современной зубной пасты на прочность зубов.
Моя практическая работа состоит из двух частей.
1.Эксперимент
В нем я наблюдала вредное воздействие кислот на эмаль зубов. Яичная скорлупа, как и зубная эмаль, состоит из кальция. Испытания я решила проводить на ней. В качестве кислот я использовала лимонную кислоту и уксусную.
Кроме того, мне потребовались две стеклянные банки и две крышки, а так же зубная паста.
Ход эксперимента: сначала приготовила 9% растворы уксусной и лимонной кислоты. Затем на дно каждой банки положила сырое яйцо, в одну банку налила уксус, а в другую лимонную кислоту. Процесс контролировала каждые два часа.
Результаты: через 6 часов скорлупа яйца в растворе лимонной кислоты стала мягкой, а через 11 часов растворилась. Содержимое осталось покрытым тончайшей мембраной, которую можно проткнуть. В растворе уксусной кислоты реакция шла медленнее, но с тем же результатом.
Следующий этап. Я нанесла зубную пасту, содержащую фтор, на скорлупу яйца и вновь поместила в раствор кислоты. Через 6 часов извлекла это яйцо.
Результат: на одной стороне скорлупа стала мягкой, а та сторона, на которую была нанесена зубная паста, стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.
Вывод: кислоты разрушают эмаль зубов.
2.Наблюдение
Вторую часть практической работы я провела в кабинете биологии. Я провела исследование зубного налета, который накапливается на зубах в течение дня.
Порядок выполнения: рассматривала под микроскопом зубной налет, нанесенный на смотровое стекло.
Результаты: выслушав объяснения учителя биологии, я поняла, что крупные темные пятна – это и есть бактериальные клетки, которые вырабатывают кислоту.
В домашних условиях, чтобы проверить, насколько хорошо вы чистите зубы, смажьте их раствором йода. Налет окрашивается в коричневый или синий цвет.
Опираясь на опытные данные, можно сделать заключение: в зубном налете содержатся бактерии, которые вырабатывают кислоту. Она, в свою очередь, истончает, разрушает зубную эмаль, это способствует проникновению бактерий внутрь и происходит разрушение зуба.
ВЫВОДЫ
Исследования показали, что:
- Основная причина заболеваний полости рта – бактериальный зубной налет.
- Кислоты разрушают зубную эмаль.
- Зубная паста, содержащая фтор, укрепляет зубную эмаль.
- Ежедневные гигиенические процедуры предупреждают возникновение и препятствуют развитию стоматологических заболеваний.
Я думаю, что есть перспективы для моей дальнейшей работы. Полагаю, что следует проводить разъяснительную работу среди малышей и младших школьников.
БАБА ЯГА: ДОБРО ИЛИ ЗЛО? ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ МБОУ «СОШ С.ДАЧНОЕ»
Авторы: Мочалова Дарья, ученица 3 класса, Куянцев Александр, ученик 3 класса
Руководитель: Смольянова А.С.
(СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ТЕКСТА)
ПРОБЛЕМА:
Зачем в русских народных сказках появляется Баба-Яга? Добрая она или злая?
Цель нашей работы: исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
– провести письменный опрос в 3 и 4 классах с целью выяснить роль Яги в народных сказках;
– собрать материалы сказок, научных изданий и толковых словарей о Бабе Яге;
– выявить характерные черты героини, ее поступков на примере сказок;
– составить собственный портрет бабы Яги.
НАШИ ДЕЙСТВИЯ
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА:
- Для чего в сказках появляется Баба Яга?
чтобы было интересно – 12 ответов;
чтобы было пострашнее – 8 ответов;
чтобы помочь герою – 7 ответов;
чтобы сказка была волшебной – 5 ответов;
чтобы напугать героя – 5 ответов;
чтобы испытать героя – 3 ответа;
чтобы съесть героя – 2 ответа.
- Какие вы знаете волшебные сказки о Бабе Яге?
«Баба Яга»
«Баба Яга и Заморыш»
«Царевна-лягушка»
«Гуси-лебеди»
«Марья Моревна»
«Иван-царевич и Белый Полянин»
«Заколдованная королевна»
«Ивашко и ведьма»
«Иван Быкович»
«Медведко, Усыня, Горыня и другие богатыри»
«Финист - ясный сокол»…
ВЕРСИИ (Кто же такая Баба Яга? Каково ее происхождение?):
1.Злая ведьма, колдунья, всегда горбатая, маленькая старушка в длинной юбке, с торчащими во все стороны волосами из-под платка. В большинстве случаев у нее длинный уродливый нос и неприятный скрипучий голос
2. Древнеславянская богиня, хозяйка леса и зверей, охраняющая подземный вход в потусторонний мир. У Бабы Яги есть помощники: Кот-Баюн, мышка-норушка.
3. Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса, то на опушке…
4. Имя Яги произошло от слова йог, и сама она - из Индии. Её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.
5. Баба Яга – существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса.
Положительное:
- Баба Яга загадывает Ивану загадки не из вредности. Загадка – самый древний фольклорный жанр.
- Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом.
- Василиса, во всех сказках представляющая собой жизнь, – это племянница бабы Яги. Вряд ли найдется человек, который усомнится в том, что Василиса – положительный персонаж.
- Страшные рассказы о том, как Баба Яга зажаривает в печи своих гостей – это ни что иное, кака пересках древнего русского обычая «перепекания слабого младенца». Слабого или больного малыша прогревали на лопатке в передней камере печи. Эта процедура имела хороший оздоровительный эффект.
РЕЗУЛЬ ТАТ
Баба Яга - воплощение человеческих представлений о жизни и устройстве мира.
Она - ХРАНИТЕЛЬНИЦА РОДА, ГЛАВНАЯ ЖРИЦА ДРЕВНИХ СЛАВЯН, МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БОГИНЯ и незаменимый персонаж волшебной сказки.