ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕР КЛАССОВ
Текст и презентация выступления 2016
Известно, что на начальном этапе образования происходят важные процессы, одним, из которых является развитие творческих способностей. Воспитание творческих качеств способствует созданию быстро адаптирующейся личности в современном мире. Популярной и успешно применяемой технологией формирования творческих качеств в личности являются мастер-классы.
Данная технология сходна с проблемным обучением и не уступает ему по результативности. Педагогами отмечен факт эффективности мастер-классов, которые помогают осуществить саморазвитие ребенка, способствуют активному восприятию информации, творческому осмыслению ее, способствуют развитию креативности и социальной компетенции.
Актуальность мастер-класса обусловлена тем, что благодаря своей структуре, он способен помочь в формировании личности. Технология интересна тем, что помогает преодолеть консерватизм и рутину, которая у учащихся уменьшает мотивацию к познанию нового информационного материала. А проведение занятий в форме мастер-классов в значительной степени снижает остроту проблемы занятий репродуктивного характера. Мастерская является инновацией в образовательной среде, она существенно отличается от традиционной формы обучения и других педагогических технологий по форме подачи материала, структуре проведения занятий и системе оценивания деятельности обучающихся.
В своем названии мастер-класс содержит два понятия, раскрывающих его суть: master — специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class — занятие, урок, семинар, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Проведение занятий в форме мастер-классов имеет множество преимуществ:
- взаимодействие в форме наставничества, индивидуальный подход к каждому;
- профессионализм ведущего;
- продуктивное взаимодействие;
- универсальность в областях применения;
- наглядность в обучении.
Нестандартная форма проведения занятий была разработана французскими педагогами и психологами. По мнению педагогов, мастер-класс является открытой педагогической системой, показывающей новые возможности педагогики развития и свободы. Следовательно, характерной чертой мастер-класса является свободная форма проведения занятия, где не предусмотрены строгие и единые нормы.
Неограниченность участников рамками, свобода творчества и деятельности отличает мастер-класс от других технологий. Стоит отметить, что ведущим итогом реализации мастер-классов выступает приобретение знаний о самом себе, рефлексия со стороны обучающихся. Этап рефлексии со временем формирует у участников способность грамотно и четко выражать мысли, способствуют развитию способностей к адекватной оценке своей деятельности. Технология мастер-класса используется одинаково эффективно для обучения творческим дисциплинам и общеобразовательным. Ведь педагогические мастерские отвечают принципам системно-деятельностного подхода. Требования государственного стандарта и цели технологии мастерских в определенной степени соответствуют друг другу, т. к. нестандартная форма проведения занятий сводится к активной работе учеников, добывающих новые знания. Первоочередным этапом мастерской является создание проблемной ситуации, так же как и в проблемном обучении, созданное противоречие (интеллектуальное затруднение) побуждает к поиску новых знаний для объяснения несоответствия старых и новых сведений.
Деятельность учеников на уроках с применением данной технологии происходит в соответствии с возможностями и интересами учеников, другими словами, закономерность педагогической мастерской — действовать по-своему. Так реализуются принципы системно-деятельностного подхода.
Для того, чтобы на практике показать, как при помощи мастер-класса сформировать творческие способности у учащихся, были проведены экспериментальные творческие уроки с применением этой технологии, на которые были приглашены все желающие попробовать себя в творческой деятельности. Тип занятия — комбинированный урок, ведущей технологией которого является мастер-класс. Темы уроков: «Подарок своими руками», «Создание поделки «Весенний цветок с сюрпризом», «Создание интеллект карты «Колобок», «Создание открытки в технике скрапбукинга», «Изготовление рамки для фотографий», «Фруктовая корзинка за 5 минут».
На уроках были применены методы активного обучения, такие как мозговой штурм, проблемная беседа. Для организации мастер-классов понадобилось специальное оборудование: иллюстрации, полуфабрикаты, готовые примеры изделий. Участникам для работы были выданы необходимые материалы.
В ходе мастер-класса реализуются несколько этапов занятий:
На подготовительном этапе основной задачей является организация внимания и рабочих мест школьников. Благодаря этому создается рабочая атмосфера.
На втором этапе проведения занятия применяется метод мозгового штурма, способствующий активизации мыслительного процесса у учащихся. Ведущий мастер-класса задает вопросы, а участники предлагают любые варианты идей. В результате формируется умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в устной форме.
Краткое изложение материала происходит на третьем этапе занятия. Для наглядности используется иллюстративный материал. В результате участники овладевают новой информацией.
На четвертом этапе проходит практическая часть. В ходе этого этапа участники наглядно получают инструкцию выполнения, а затем создают изделие на практике самостоятельно. Во время создания изделия ведущий мастер-класса наблюдает и помогает справиться с заданием.
Одним из важных этапов мастер-класса выступает заключительный этап рефлексии. На данном этапе констатируется результативность проведенного занятия, выявляются качественные и количественные результаты мастер-класса.
В результате проведения мастер-классов в начальной школе было установлено, что сформирован первый этап развития творческих способностей. Это этап подражания и имитации, он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности и включает в себя:
- накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества;
- освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.
В данных мастер-классах участники освоили технологию создания изделия, но уже проявили свою творческую индивидуальность в использовании цвета, по-разному комбинируя их. Таким образом, мастер-класс — универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, способствующая качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать участникам в собственном темпе, что способствуют становлению позитивной атмосферы и общему понижению фактора «школьной тревожности». И как следствие, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у человека появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и самоактуализации, что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в целом.
Комментарии: