ЦИФРОВАЯ ЗАБОТА
ПРОЕКТ НАХОДИТСЯ В СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области создана в 1992 году.
Деятельность образовательного учреждения направлена на всестороннее формирование и
развитие личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и возможностей; на формирование общей культуры личности; на адаптацию к жизни в обществе; осознанный выбор профессии, воспитание трудолюбия, уважения прав и свобод человека; воспитание патриотизма, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
В 2019-2020 учебном году в МАОУ «СОШ с. Дачное» обучается 121 ученик. Для 118 учащихся организовано обучение по общеобразовательной программе, обучение трех учащихся организовано по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития (3, 7, 9 классы), для них
составлен отдельный учебный план, в котором предусмотрена коррекционная составляющая. Для одной из учащихся 8 класса, являющейся ребенком-инвалидом, организовано обучение на дому.
Небольшая наполняемость классов позволяет учителям-предметникам осуществлять индивидуальный подход и вести индивидуальную работу с этой категорией учащихся.
Качество знаний учащихся по состоянию на 31.12.2019 составляет 100% по всем предметам учебного плана.
В 2020 году в условиях пандемии было организовано обучение в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий. Часть учащихся школы испытывали трудности, т.к. в малообеспеченных и многодетных семьях не все дети обеспечены гаджетами. Таким детям задания выдавались в пакетном формате.
Обучение ребенка-инвалида в течение всего учебного года проходило в смешанной очно-дистанционной форме, за исключением периода пандемии. В семье имеется необходимая компьютерная техника, правда, значительно устаревшая.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ "ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ"
В МАОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области с 1998 года работает краеведческий музей. За 20-ти летнюю историю учителями, учениками и добровольцами по крупицам собраны записи, фотодокументы, экспонаты.
На данный момент в музее действуют постоянные экспозиции: «Наши героические земляки» (Посвящена Герою России Фомину А.Ю.), «Наш остров Сахалин» (краеведческая направленность), а также периодические - «История одного предмета», «Мы из СССР», «Японская культура» и др. Экскурсии по этим экспозициям проводят учащиеся-экскурсоводы, занимающиеся в объединении дополнительного образования «Музееведы» (руководитель Гондина Анастасия Константиновна).
МАОУ «СОШ с. Дачное», где находится музей, является единственным культурным и образовательным центром населенного пункта Дачное (т.к. закрыты Гарнизонный дом офицеров и детский сад). Школа и музей гостеприимно открывают двери для жителей п. Дачное и военнослужащих на все государственные праздники.
Однако, маленькое помещение музея (30,5 кв. м) с трудом вмещает в себя все материалы, не позволяет показать весь объем экспонатов по всем направлениям работы. Качество многих фотографий и печатных материалов ухудшается в связи со стесненными условиями хранения.
Внедрение мультимедийных и интерактивных технологий в музейное пространство – актуальная для нашего музея тема.
Применение современныхтехнологий может помочь нашему музею обрести современный формат, открыть новые экспозиции, активизировать познавательный интерес учащихся и населения села к истории малой Родины.
Создание мультипликационного сериала краеведческой направленности
Анимация – удивительный инструмент творчества, доступный всем с самых малых лет. Дети по-прежнему любят мультфильмы, и, создавая их, они не только смогут рассказать об окружающем их мире, о родном крае, но также сделать свое творчество социально-значимым, важным для всего населения нашей области.
Наша мультстудия «ВАФ», существующая второй год, принимает активное участие в конкурсах видеороликов и мультфильмов всероссийского и международного уровней, участие, которое позволяет детям демонстрировать широкой аудитории свой талант и творческий потенциал.
Программа студии направлена также на развитие научно-технического и художественного творчества детей посредством коллективной анимационной деятельности по созданию в мультстудии «ВАФ» мультипликационного сериала краеведческой направленности.
Просмотр мультфильмов, сделанных детьми ("Легенда о спящей Красавице, злом Колдуне и вулкане Тятя" - диплом лауреата 3 степени и "Острова у самого восхода солнца" - диплом 1 степени Творческого объединения международного детско-юношеского форума "Полет звезд", Москва, 2018.), вызывает у учащихся интерес к изучению краеведения.
Мультфильмы помогают донести до детей мысль о том, что красота человека в его трудолюбии, силе, безграничной любви к своему народу, родному краю. Мультфильм похож на сказку, в нем вымысел и реальность сплетены между собой, и при этом он содержит в себе позитивный потенциал, который помогает ребенку сориентироваться в жизни, знакомит его с окружающим миром.
Проект создания мультстудии был реализован нашей школой в 2016 году с использованием собственных средств и продолжает развиваться.
Мы планируем продолжить работу по созданию серии краеведческих мультфильмов на более высоком техническом уровне и в дальнейшем использовать этот ресурс не только в воспитании, но и в развитии и образовании детей.
В планах мультстудии поделиться сериалом в сети Интернет, предложить его для демонстрации в учреждениях культуры (музеи, библиотеки) и в образовательных учреждениях на занятиях по краеведению.
Проблема: для реализации нашего проекта нам необходимо расширить технические возможности мультстудии:
- приобрести специальное оборудование, позволяющее осуществлять качественную многослойную съемку, обработку и просмотр материалов;
- приобрести необходимые для работы компьютерные программы и расходные материалы;
- организация рабочего места для участников мультстудии;
- увеличить количество оборудования для вовлечения большего количества учащихся в процесс создания анимации.
ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК «БАБА ЯГА: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?
В последнее время учителя и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, в особенности со сверстниками. Зачастую детям сложно вступить в контакт, выбрать уместные формы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети.
Эта проблема приобрела общественную значимость в настоящее время, нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу.
Ни для кого не секрет, что «лучшими друзьями» для современного ребенка являются телефон или компьютер, а любимое занятие – виртуальное общение в социальных сетях или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Мы хотим изменить ситуацию, помогая детям преодолеть проблемы общения, развивая эмоциональную отзывчивость к окружающим, побуждая детей к активному общению, прививая основы культуры общения через участие в театральных постановках.
Решение этой проблемы поможет детям выйти на качественно новый уровень общения, а родителям увидеть новые точки соприкосновения с детьми, улучшить качество семейного общения.
Через обращение к сказке мы планируем обогатить внутренний мир детей, приобщить к народному фольклору, расширить сферу их ощущений, избавить от тревожности и неуверенности в себе. Участие в театральных постановках позволит развить коммуникативные способности детей, приобрести навыки актерского мастерства.
Мы выбрали постановку «Баба Яга: ДОБРО или ЗЛО?». Тематика нашего праздника предполагает участие детей в своеобразном исследовании спорного сказочного образа с использованием различных средств коммуникации.
СОЗДАНИЕ РЕСУРСНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА МБОУ "СОШ С.ДАЧНОЕ"
Инновационный проект подготовлен к представлению 05.12.2016 на муниципальном конкурсе инновационных проектов в Корсаковском городском округе Сахалинской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Дачное»
Корсаковского городского округа сахалинской области
Муниципальный конкурс инновационных проектов
Тема
«Создание ресурсно-методического центра МБОУ «СОШ с. Дачное»
как диссеминация новых образовательных технологий
в воспитательно-образовательный процесс»
Срок реализации – 3 года (2015-2018 уч.г.)
Направление:
«Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе»
Номинация:
«Инновационные проекты, представленные педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования»
Разработчик проекта –
методист-модератор по АМО
Смольянова А.С.
Содержание проекта:
- Тема проекта.
- Разработчики проекта.
- Целевая аудитория проекта.
- Сроки реализации проекта.
- Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.
- Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
- Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.
- Сроки и этапы реализации проекта.
- Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МБОУ «СОШ с. Дачное».
- Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта.
- Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта на момент подачи заявки.
- Библиографический список.
- Приложения (программы, диагностики, учебно-методические материалы и т.п.)
Тема проекта
«Создание ресурсно-методического центра МБОУ «СОШ с. Дачное»
как диссеминация новых образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс»
Разработчики проекта - методист-модератор по АМО Смольянова А.С.
Целевая аудитория проекта
Учителя – педагоги МБОУ «СОШ с.Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области, родители.
Сроки реализации проекта долгосрочный, 2015-2018 г.г.
Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
Цель проекта:
- создание открытого информационного образовательно-воспитательного пространства с целью диссеминации новых образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи проекта:
- обеспечить эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов;
- собрать банк практической информации, которая окажет незаменимую помощь в методической работе в образовательном учреждении.
Система показателей по достижению целей проекта
Система показателей по достижению целей проекта отслеживается в двух направлениях:
- уровень организации работы в ресурсно-методическом отделе по внедрению в воспитательно-образовательный процесс новых образовательных технологий:
- создание условий для ведения работы отдела;
- подбор методического материала в соответствии с новыми требованиями и запросами;
- проведение мероприятий с применением активных форм работы с педагогами (консультации, тренинги, заседания «круглого стола» и т.д.);
- привлечение к работе в ресурсно-методическом центре педагогов МБОУ «СОШ с. Дачное»
- уровень повышения индивидуальной профессиональной компетентности педагогов:
- опрос педагогов о степени владения и применения информации, полученной в ресурсно-методическом центре;
- степень развития рефлексивных навыков, самостоятельности позиции в оценке различной информации;
- степень проявления личной инициативы и активности педагогов в работе ресурсно-методического центре;
- повышение квалификации;
- участие в методической работе на уровне МБОУ, муниципального и других уровней;
- участие в инновационной деятельности, результативность использования современных педагогических технологий;
- системная работа по повышению профессиональной компетентности (курсы, семинары, прохождение аттестации).
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
- системное взаимодействие педагогов школы с целью обеспечения внедрения инноваций из разных областей науки и практики в образовательный процесс;
- информатизация процесса образования: подключение к сети Интернет, ведение сайта Ресурсно-методического центра ОУ, персональных сайтов педагогов, использование электронных образовательных ресурсов в процессе воспитания и обучения, публикация опыта работы на Интернет – сайтах;
- участие в проектах и конкурсах разного уровня;
- стабильность педагогического состава.
Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки
В настоящее время в системе образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности и предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности педагога, требует от него готовности к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию своих профессиональных возможностей.
В условиях внедрения ФГОС, возросшего информационного потока педагогам непросто организовать методическую работу так, чтобы она была направлена на повышение качества школьного образования, на внедрение новых образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Анализ работы выявил высокую потребность педагогов в обмене опытом и подтвердил, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в школе и современные формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению мастерства педагогов, их самообразованию и самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие возможности педагога как личности. Создание ресурсно-методического центра – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с педагогами других образовательных учреждений, способствующий повышению активности. Таким образом, тема Проекта является актуальной, инновационной и значимой в образовательном пространстве школы, а в последующем, и района.
Сроки и этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный (сентябрь 2015 – май 2016г.)
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу и опыт работы других образовательных учреждений по вопросам организации методических центров в сфере диссеминации новых образовательных технологий.
- Организовать сетевое взаимодействие по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность ресурсно-методического отдела.
- Разработать программу методического сопровождения педагогов по вопросам внедрения новых образовательных технологий.
- Создать материально-техническую базу, необходимую для реализации проекта.
- Разработать мониторинг эффективности деятельности ресурсно-методического центра.
Алгоритм отбора содержания деятельности ресурсно-методического центра:
- Изучение, анализ и оценка готовности МБОУ к реализации проекта.
- Анализ затруднений в работе педагогов.
- Фиксация и систематизация потребностей педагогов в методическом обеспечении их деятельности.
- Постановка целей ресурсно-методического центра на основе потребностей педагогов.
- Создание сайта РМЦ и выделение основных направлений в содержании его деятельности.
Ожидаемый результат: нормативно-правовая база, программа деятельности, сайт «РМЦ МБОУ «СОШ с.Дачное»; критерии эффективности деятельности ресурсно-методического центра.
Второй этап – диагностический (май 2015г.)
Задачи:
- Разработка диагностического инструментария по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов.
- Проведение опроса педагогов и анализ его итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта.
Ожидаемый результат: разработанный комплекс мероприятий по реализации Проекта.
Третий этап – основной (сентябрь 2015 – апрель 2018 г.)
Задачи:
- Реализовать программу методического сопровождения педагогов по вопросам внедрения новых образовательных технологий..
- Организовать консультации для педагогов.
- Популяризировать и разъяснять результаты новейших педагогических и психологических разработок.
- Привлечь к работе ресурсно-методического центра педагогов.
- Создать условия для диссеминации новых информационных технологий всех педагогических работников.
- Популяризировать и разъяснять необходимость создания личных профессиональных сайтов педагогов.
Основные виды деятельности ресурсно-методического отдела:
Информационно-методическая деятельность:
- создание базы данных для молодых специалистов с целью организации непрерывного повышения их квалификации в области методического сопровождения;
- формирование банка педагогической информации, создание современных учебно-методических материалов, в том числе с применением ИКТ.
Организационно-методическая деятельность:
- формирование сетевого взаимодействия на основе использования инновационного потенциала и опыта образовательных учреждений и высококвалифицированных педагогов;
- организация и проведение мероприятий с педагогами – семинары, практикумы, консультации и т.д.;
- осуществление процесса мониторинга за ходом реализации проекта и оценка его результативности.
Консультационная деятельность:
- консультирование педагогов по вопросам организации методической работы ОУ с применением новых образовательных технологий.
Ожидаемый результат:
- Создание личных профессиональных сайтов педагогов.
- Методические, дидактические, диагностические пособия и методики по вопросам повышения профессиональной компетентности педагогов, разработанные в электронном виде.
Четвертый этап – рефлексивный (май-сентябрь 2018 г.)
Задачи:
- Провести анкетирование педагогов по результатам деятельности ресурсно-методического центра.
- Проанализировать эффективность деятельности ресурсно-методического центра.
Ожидаемый результат: повышение методической компетентности педагогов, диссеминация новых образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс; публикации материалов на Интернет-ресурсах.
Количественный показатель – снижение тревожности (неуверенности) среди молодых специалистов МБОУ, повышение уровня профессиональной компетентности, повышение квалификационной категории педагогов-участников проекта.
Качественный показатель – осознанное отношение педагогов к организации методической работы МБОУ, сознательный выбор с их стороны программ, технологий и методик ведения воспитательно-образовательной и методической работы.
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику района
- вложенные в развитие инновационных форм образования средства позволят продолжить работу после реализации проекта;
- материально - техническая база по оснащению проекта будет использоваться долгосрочно;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБОУ повысит качество образования и конкурентоспособность ОУ;
- создание Интернет-ресурса, размещение на сайте виртуальных страниц, организация взаимного обмена ссылками на электронные ресурсы, позволит использовать опыт коллектива МБОУ «СОШ с. Дачное»;
- привлечение заинтересованных пользователей из других регионов.
Возможные риски при реализации проекта:
- отсутствие у сотрудников ресурсно-методического центра опыта ведения подобной работы;
- неопределенность нормативного статуса ресурсно-методического центра (работа Центра не подменяет собой функции необходимого педагогам районного Методического кабинета).
Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта
- бюджет ОУ;
- спонсорские средства;
- участие в конкурсах – получение грантов.
Данный проект может быть осуществлен на имеющейся материально-технической базе МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области с использованием имеющихся ресурсов:
1. Интерактивная доска/ проектор – в кабинетах в наличии.
2. Ноутбук (компьютер) – в кабинетах в наличии.
3. Сеть Интернет - проведена.
Добро пожаловать на образовательный портал "Мой университет" (6+)
ссылка для перехода http://islandsakh810.moiuniversitet.e-autopay.com/
ПРОЕКТ “КОНКУРС АВТОРСКИХ АМО”
Организационная информация | ||
Название команды
|
| |
Авторы АМО
| Смольянова А.С. | |
Описание активного методы обучения | ||
Название метода
| Парк юрского периода | |
Этап образовательного мероприятия
| Закрепление изученного материала | |
Количество участников
| Весь класс | |
Цели задачи использования метода
| Мониторинг качества усвоения изученного материала (раздела/темы), воспитание чувства сплоченности и ответственности каждого члена команды | |
Продолжительность проведения
| До 40 минут | |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| Для оформления результатов: большие листы бумаги, черно-белые заготовки динозавров, цветные карандаши, фломастеры, клей. Для выполнения задания: учебники или карточки с заданиями, ручки, простые карандаши, черновики, тетради. | |
Предварительная подготовка (если требуется)
| Напечатать фигурки динозавров. Для каждой малой команды потребуется количество динозавров, равное количеству заданий. | |
Подробная технология проведения
| На уроке математики закрепляем изученный материал. Тема «Арифметические действия над числами». Учащиеся приглашаются в парк юрского периода, который нуждается в человеческой заботе. Дети должны создать условия для благоприятного проживания и выведения потомства динозаврами. Учащиеся разделены на команды по 3 человека по цвету волос (блондины, русые, черноволосые, «шоколадные») Задания для команд предложены одинаковые. Установка: команда должна обсудить задания и разобрать номера по своим силам. Кроме того, 2 самых трудных, на их взгляд, номера оставить для командного решения. Ответы нужно вписать либо в корма динозавров, либо в яйца, за которыми следят эти представители юрского периода. Если ответ на задание правильный, то потомство выживет (корм будет полезен), если ответ неверный, то, увы, яйцо погибает (корм вреден), а, значит, шансов выжить у динозавров все меньше. Подведение итогов. | |
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | Сегодня на уроке я приглашаю вас в парк юрского периода, который нуждается в человеческой заботе. Вы хотели бы создать условия для благоприятного проживания и выведения потомства динозаврами? У нас есть такая возможность. Мы с вами организуем отряды ученых из разных стран. 1 отряд из России (3 человека) как на подбор, с русыми волосами. 2 отряд из Норвегии (блондины), 3 отряд из Бразилии (с волосами цвета шоколада), 4 отряд из Египта (наши черноволосые друзья). Каждой команде необходимо обсудить задания экспедиции и разобрать номера по своим силам. Кроме того, 2 самых трудных, на ваш взгляд, номера оставить для командного решения. Ответы нужно вписать либо в корма динозавров, либо в яйца, за которыми следят эти представители юрского периода. Если ответ на задание правильный, то потомство выживет (корм будет полезен), если ответ неверный, то, увы, яйцо погибает (корм вреден), а, значит, шансов выжить у динозавров все меньше. Команды выполняют задания самостоятельно, оформляют свое путешествие, вписывая ответы. По ходу выполнения работы напоминаю ребятам о временных рамках. Подведение итогов. Говорю о значимости международных усилий при работе над любыми проектами, о развитии дружбы и взаимопомощи в командах и между ними. После проверки выставляю оценки и комментирую, какой команде удалось внести в Международный проект больший вклад. | |
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода)
| Важно создать команды так, чтобы математические способности распределились, по возможности, поровну. | |
Варианты проведения метода
| Можно было организовать переходы команд от одного вида динозавров к другому. Тогда к каждому виду животных был бы «привязан» определенный вид задания, который бы команда выполняла сообща. Трудности в этом варианте следующие: 1. Необходимо разное время для разных детей на одно и то же задание, 2. Меньше возможностей каждому проявить себя, больше возможностей нерадивым «отсидеться» за спиной активных. Поэтому данный вариант более применим к сильному классу с равными возможностями. | |
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»
Выполнила:
Смольянова Алена Станиславовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Дачное»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области,
e-mail: [email protected]
Южно-Сахалинск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
- ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Пьер де Кубертен, инициатор проведения Олимпийских игр, говорил: « В современном мире, имеющим огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии». Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию».
Модель олимпийского образования в школе предполагает формирование у учащихся определенной системы знаний, системы мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, умений и навыков.
Олимпийское образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний современного олимпизма, его принципов и ценностей, роли в современном обществе. Эти принципы и ценности формируют соответствующую внутреннюю потребность и убежденность человека руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.
Олимпийское образование в школе включает: социализацию личности и её связь с олимпийскими идеалами; гуманизацию образования и его связь с олимпийским движением; воспитательную функцию олимпийского образования; особенности олимпийского образования в России. Важная роль в социализации личности, в том числе и олимпийском образовании личности, принадлежит спорту, олимпийским идеалам. Основными направлениями реализации олимпийского образования в школе учебно-воспитательная и спортивно-массовая работа.
Целью работы является построение теоретической модели олимпийского образования через формирование у учащихся систематизированных знаний современного олимпизма, внутренней потребности и убежденности руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.
Задачи:
- активизация деятельности школы по внедрению олимпийского образования;
- создание системности в организации физкультурно-спортивного воспитания;
- повышение двигательной активности и укрепление здоровья школьников;
- воспитание чувства коллективизма, создание атмосферы дружбы и доверия, чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Результатом работы по программе «Олимпийское образование в школе» можно считать сформированность у учащихся определенной системы знаний, мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, положительной системы умений и навыков.
Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате работы по программе, определяется с помощью анкетирования, мониторингов сдачи нормативов, мониторинга включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.
Практическая значимость работы по программе «Олимпийское образование в школе» определяется приобщением школьников к здоровому образу жизни, к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Мероприятия программы опираются на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Кадровый потенциал программы – администрация школы, учителя начальных классов, учителя-предметники.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Работа по программе «Олимпийское образование в школе» в МБОУ «СОШ с. Дачное» проходила следующим образом:
- Создана методическая база для создания модели олимпийского образования, которая содержит следующие источники:
№№ | Название ресурса | Готовый или разработан |
1 | Для самообразования
Для школы Олимпийские и Паралимпийские уроки (начальная, основная и средняя школа):
| Разработано Российским международным олимпийским университетом |
2 | Проект учебно-методического комплекса «Русский язык» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
3 | Проект учебно-методического комплекса «Литература» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах (на основе материалов, посвящённых истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности). | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
4 | Проект учебно-методического комплекса «Английский язык» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
5 | Проект учебно-методического комплекса «География» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
6 | Проект учебно-методического комплекса «Музыка» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
7 | Проект учебно-методического комплекса «Изобразительное искусство» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
8 | Проект учебно-методического комплекса «Физическая культура» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
9 | Проект учебно-методического комплекса «Обществознание» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
10 | Проект учебно-методического комплекса «Математика» для основной школы по введению содержания олимпийского образования в 5 - 9 классах | Разработано Российским международным олимпийским университетом |
11 | Материалы для начальной школы:
3.Урок 3. "Олимпийские игры в древности"4.Урок 4. "Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее"
|
Готовые с доработкой. Разработано Российским международным олимпийским университетом |
12 | Материалы для 5-8 классов:
|
Готовые с доработкой.
Собственная разработка.
Разработано Российским международным олимпийским университетом |
13 | Материалы для 9-11 классов:
2. Урок 2. «История Олимпийских игр: возникновение – возрождение» 3. Методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийского урока «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения» 4. Олимпийский урок «Подготовка и проведение Игр «Cочи - 2014». Методические рекомендации для классных руководителей. 5. Рабочие материалы для учителя 6. Демонстрационный материал к уроку 1. 7. Демонстрационный материал к уроку 2. |
Готовые с доработкой.
Разработано Российским международным олимпийским университетом
|
- Составлен план мероприятий в рамках подпрограммы «Олимпийское образование в школе» (раздел программы «Здоровье») по работе над моделью олимпийского образования:
- Внедрение модулей олимпийской тематики в содержание учебных предметов, разработанных и рекомендованных Российским международным олимпийским университетом;
- Разработка собственных и использование готовых методических рекомендаций по включению мероприятий олимпийской и параолимпийской тематики в воспитательный процесс (Приложение 1);
- Обеспечение рекомендациями по проведению мероприятий по тематике олимпийского и параолимпийского движения обучающихся и классных руководителей в ОУ.
- Организация спортивно-массовой работы в школе в урочное и внеурочное время.
- Обеспечение участия учащихся в мероприятиях спортивной тематики школьного, муниципального, областного, всероссийского и международного уровней.
- Определены сроки реализации подпрограммы: - 1 год (сентябрь – май 2013-2014 учебный год.)
- Намечены этапы работы над программой:
- 1 этап – сентябрь 2013г. Изучение проблемы, утверждение плана мероприятий.
- 2 этап - октябрь - май 2013 – 2014 г. Реализация проекта, анкетирование.
- 3 этап - май 2014 г. Публикация отчетных материалов на сайте школы.
- Определены предполагаемые результаты работы по программе «Олимпийское образование в школе» - сформированность у учащихся определенной системы знаний, мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, положительной системы умений и навыков.
- Собран диагностический инструментарий - анкетирование, мониторинги сдачи нормативов, мониторинг включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.
- Определена практическая значимость работы по программе «Олимпийское образование в школе»: приобщение школьников к здоровому образу жизни, к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Воспитание лучших нравственных качеств спортсменов: честности, воли к победе, взаимовыручки.
- Определен кадровый потенциал программы – администрация школы, учителя начальных классов, учителя-предметники.
ГЛАВА II
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Для реализации олимпийского образования в школе использованы разнообразные формы: классные часы, беседы, просмотр презентаций и фильмов по олимпийской тематике, викторины. Оно реализуется в процессе преподавания и междисциплинарных связей таких школьных предметов, как музыка, изобразительное искусство, математика, география, литература, история, обществознание и др. В изложение практически всех учебных предметов включены разделы и вопросы, касающиеся здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпийского движения.
Учителя дополняют материал урока конкретными историческими фактами, датами, событиями из истории развития античных и современных Олимпийских игр. Рассказывают об олимпийских чемпионах, деятелях науки, искусства, философах, внесших вклад в развитие античного и современного олимпийского движения; о системах физического воспитания Древней Греции (Спарта, Афины) и современности; об олимпийских видах спорта в динамике их развития; о памятниках архитектуры, произведениях искусства, имеющих отношение к истории развития Олимпийских игр; о произведениях современности; о культурных программах различных античных и современных Олимпийских игр; о достижениях науки и техники, использующихся на Олимпийских играх; о роли современного олимпийского движения в борьбе за мир; о своде законов и правил современного олимпийского движения - Олимпийской Хартии. Формирование у школьников здорового образа жизни, приобщение их к активным занятиям физкультурой и спортом с целью физического совершенствования, укрепления физического, психического и духовного здоровья осуществляется на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
В школе организована спортивно-массовая работа на уроках и во внеурочное время, которая осуществляется в следующих направлениях:
Военно-спортивное. Программа включает четыре направления: основы военных знаний, физическая подготовка, туристская подготовка, соревнования, походы.
- Теннис. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
- Спортивный туризм. Программа включает изучение организации и проведения туристских походов и путешествий, обеспечение безопасности в походе, снаряжение туриста, туристские возможности Сахалинской области.
В школе стало традицией проведение праздников здоровья, развлечений, участие в ежегодной Спартакиаде сельских школ.
В рамках реализации программы учащиеся познакомились с олимпийскими играми древности, с героями древней Эллады - Зевсом, Артемидой, Гераклом на уроках истории. С «Современными Олимпийскими играми» учащихся знакомились на уроках физической культуры, получили знания об открытии Олимпийских игр, флаге с пятью кольцами, узнали значение каждого кольца. Учащиеся получили представления об олимпийских наградах, олимпийском огне, его истории. В процессе работы узнали, что такое «Факельная эстафета», познакомились с «Клятвой спортсменов и судей».
На уроках музыки учащиеся пели песни о спорте.
Учащиеся школы с 1 по 11 класс под руководством учителя физической культуры Колесниченко О.А. приняли участие во Всероссийской олимпиаде по физической культуре «Олимпийские игры. От древности до наших дней», в Международной викторине по физической культуре «Гордость России» (результат ожидается в конце мая), в малой Олимпиаде муниципального уровня «Салют, Олимпиада!», где заняли III место.
Учитель физической культуры Колесниченко О.А. выступила в муниципальном конкурсе «Учитель года - 2014», где получила высокую оценку своих профессиональных качеств и приз альтернативного жюри.
В апреле 2014 года Ольга Алексеевна стала победителем XI областного конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» среди специалистов физической культуры образовательных учреждений общего образования Сахалинской области.
Учащиеся 2 класса вместе с классным руководителем Смольяновой А.С. и родителями второй год участвуют в проекте «Как стать олимпийцем» (цель проекта - формирование модели здорового образа жизни).
Под руководством библиотекаря школы Рачковой Л.В. учащиеся 2 класса приняли участие в областном конкурсе, посвященном Дню православной книги, представив самостоятельно изданную и проиллюстрированную книжку «Мой олимпийский словарик».
Под руководством педагога – организатора ОБЖ Мочалова Н.Д. учащиеся старших классов выступили в районном военно-патриотическом конкурсе «Сыны Отечества». В мае планируется принять участие в районной военно-спортивной игре «Победа» среди юношей 6-8 классов.
Учителями школы активно использовались материалы, разработанные Российским международным олимпийским университетом. Данные материалы по интегрированию содержания олимпийского образования в школьную программу представлены пакетами учебно-методических разработок, которые позволяют говорить об олимпизме на уроках ИЗО, музыки, литературы, географии, истории и др. по различным темам.
Итогом работы программы «Олимпийское образование в школе» является формирование у учащихся единства эмоционального и интеллектуального восприятия, развитие мышления, силы и выносливости, воображения и фантазии, активной гражданской позиции в соответствии с принципами и ценностями олимпизма.
Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате работы по программе, определяется с помощью анкетирования, мониторингов сдачи нормативов, мониторинга включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы.
Мониторинг включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы
№ | Название мероприятия | Кол-во уч-ков |
1 | Участие в ежегодной Спартакиаде сельских школ | 20% |
2 | Олимпийские уроки | 100% |
3 | Участие во Всероссийской олимпиаде по физической культуре «Олимпийские игры. От древности до наших дней» | 18% |
4 | Участие в Международной викторине по физической культуре «Гордость России» | 14% |
5 | Участие в малой Олимпиаде муниципального уровня «Салют, Олимпиада!» | 7% |
6 | Защита опыта по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» (в рамках муниципального конкурса «Учитель года - 2014») | Педагог Колесни-ченко О.А. |
7 | Участие и победа в XI областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» среди специалистов физической культуры образовательных учреждений общего образования Сахалинской области | Педагог Колесни-ченко О.А. |
8 | Участие в проекте «Как стать олимпийцем» (цель проекта - формирование модели здорового образа жизни). | 14% |
9 | Участие в областном конкурсе, посвященном Дню православной книги, представив самостоятельно изданную и проиллюстрированную книжку «Мой олимпийский словарик» | 14% |
10 | Выступление в районном военно-патриотическом конкурсе «Сыны Отечества» | 10% |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анкетирование, проведенное в конце учебного года и динамика результатов физической подготовленности учащихся и включенности в мероприятия спортивной тематики учащихся и педагогов школы наглядны, они позволяют сделать вывод, что теоретическая модель олимпийского образования в школе была построена. С ее помощью у учащихся были сформированы систематизированные знания о современном олимпизме, а так же сформирована внутренняя потребность и убежденность руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.
Таким образом, модель олимпийского образования, сформированная и опробованная в школе, является сформированной и эффективной.
ИСТОЧНИКИ
- Антипова М. Определяющие составляющие продвинутых проектов развития олимпийского образования детей школьного возраста // Олимпийское образование России. - М.: Советский спорт, 2001, с. 9-12.
- Попова Т. Олимпийское образование как один из путей интеллектуального развития и нравственного воспитания школьников // Олимпийское образование в России (1998-2001). - М.: Советский спорт, 2001, с. 224-226.
Олимпийские уроки для школ:
Урок № 1: Методическое пособие, 1-4 классы,5-8 классы, 9-11 классы, демонстрационный материал (Приложение)
Урок № 2: Подготовка и проведение игр "Сочи 2014", Демонстрационный материал,Приложение
Урок № 3: Наследие игр "Сочи 2014",Демонстрационный материал, Приложение
Урок № 4: Волонтеры "Сочи 2014",Демонстрационный материал, Приложение
Методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийских уроков(Олимпийские уроки № 1, № 2, № 3, № 3)
Демонстрационные материалы к уроку № 1(1-4кл, 5-8кл, 9-11кл);
демонстрационный материал к уроку № 2;
методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийского урока № 1, № 2.(вопросы к уроку № 2)
Методические рекомендации по проведению олимпийского урока в образовательных учреждениях
Олимпийские уроки для начальной школы (урок № 1-2, урок № 3, урок № 4)
Олимпийские уроки для 5-8 классов (урок № 1, урок № 2, материалы для учителя)
Олимпийские уроки для 9-11 классов (урок № 1, урок № 2, материалы для учителя)
Программы по Олимпийскому образованию; Программа летнего лагеря Фэйрплей - честная игра.
ИГРА "ФОТОРОБОТ" В РЕЖИМЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА
Данная игра разработана для урока изобразительного искусства для учащихся 6 класса по теме «Дружеский шарж». В уроке прослеживаются межпредметные связи с литературой, историей, мировой художественной культурой. Метапредметная тема урока «Мифы и реальность».
Цель: отработать навыки сотрудничества в командном взаимодействии.
Время: 25 минут
Подготовка: сформировать команды по (3-5 чел), клей (по количеству команд); половинки листов ватмана (по количеству команд); наборы красок, баночек с водой и кистей (по количеству команд); комплекты «Фоторобот» (по количеству команд).
Перечень деталей в комплекте «Фоторобот»:
- верхняя часть головы – 3 детали;
- подбородок - 3 детали;
- часть лица с изображением глаз - 3 детали;
- часть лица с изображением носа и щек - 3 детали;
Листы-задания для команд:
В технике «Фоторобота» сделайте групповые портреты сказочных героев русских сказок, наклейте на лист ватмана получившиеся изображения, соедините их композиционно и раскрасьте.
Ход игры
Брифинг. Объявляю, что команды представляют собой художественные мастерские, которые получили заказ на изготовление группового портрета сказочных героев. Объявляю критерии работы: на портрете должны присутствовать 5 персонажей, иметь свои отличительные черты, должны быть композиционно объединены на групповом портрете. Каждый портрет может стать победителем в одной из творческих номинаций.
Объявляю этапы:
- Этап планирования – 2 минуты.
- Подбор подходящих образу деталей - 5 минут.
- Монтаж портретов в технике «Фоторобота» - 5 минут.
- Цветовое решение групповых портретов – 10 минут.
- Композиционное объединение образов на общем портрете – 3 минуты.
Работа в командах
Планирование.
Ставлю таймер на 2 минуты и объявляю начало этапа планирования. На этом этапе команды обсуждают, какими должны быть образы героев на групповом портрете. Не вмешиваюсь в процесс планирования, что бы ни происходило, и по его окончании выдаю участникам комплекты «Фоторобот».
Подбор подходящих образу деталей.
Объявляю о начале этапа работы в командах творческих мастерских. Смотрю, будут ли члены команды совещаться друг с другом о характеристиках героев и подходящих для их образа частей. Если члены команды начнут конкурировать, по истечении 2 минут этого этапа объявляю себя Генеральным директором мастерской и устраиваю короткий перерыв на совещание команд.
На «совещании» провожу краткий опрос:
- Как дела?
- Все ли довольны созданными образами?
- Чем руководствовались при планировании внешнего вида героев?
- Какие возникли трудности в работе?
- Удалось ли их преодолеть? Как?
На этом совещании стараюсь подвести участников команды к выводу, что они – одна мастерская, представляющая свой неповторимый творческий стиль. Не наталкиваю команды на возможные решения, они должны дойти до них сами.
Монтаж портретов в технике «Фоторобота». Когда все составляющие будут готовы, объявляю о начале монтажа группового портрета.
Цветовое решение групповых портретов и композиционное объединение образов на общем портрете. Предлагаю приступить к цветовому решению групповых портретов и композиционному объединению образов на общем портрете. Слежу за временем, отведенным на эти этапы работы.
По окончании игры поздравляю участников с окончанием работы и задаю следующие вопросы:
- Перечислите действительное количество этапов, которые вы прошли. Каковы они?
- Что происходило в течение каждого из этапов?
- Насколько эффективно работали все члены команды?
- Как менялось на протяжении всей игры восприятие членами команд друг друга? Что способствовало такому изменению?
- Как этот опыт соотносится с реальной жизнью?
- Чему учит игра?
- Изменилось ли ваше отношение к командной работе внутри организации в целом? Насколько? Каким образом?
- Что вы намерены предпринять в связи с этим в ближайшее время?