ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ "КАК СТАТЬ ОЛИМПИЙЦЕМ"
Здоровьесберегающие технологии в режиме дня учащихся
Реализация деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Важным фактором физического, эстетического и нравственного воспитания ребенка является формирование представлений об олимпизме. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у младших школьников чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они предоставляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.
Физическое воспитание младшего школьника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей младшего школьного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием.
Цель исследовательского проекта - формирование поведенческой модели, направленной на сохранение здоровья, развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Задачи:
- Формирование навыков безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;
- Укрепление здоровья детей за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;
- Развитие детской самостоятельности, познавательных процессов, адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;
- Воспитание у детей ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, любови к окружающему миру природы и социальному окружению.
Особый акцент проекта сделан на изучение широкого спектра вопросов - от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем детей и окружающей природой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал исследовательского проекта.
Результатом исследовательского проекта, проведенного учащимися 1 класса МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области совместно с учителем, Смольяновой А.С., можно считать сформированность у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыки межличностного общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате работы над исследованием, определяется с помощью тестирования, анкетирования, наблюдений и т.д.
Практическая значимость проекта определяется тем, что проведенное детьми исследование успешно выполняет функцию приобщения младших школьников к здоровому образу жизни, к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Проект опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В пользу здорового образа жизни и спорта верим твёрдо. У раннего знакомства со спортом есть очевидные плюсы. Регулярные занятия учат преодолевать природную лень (если таковая имеется) и прививают серьёзное отношение к конкретному делу (в дальнейшем это совсем не обязательно может быть спорт). У совсем ещё маленького ребёнка вдруг проявляется недетская целеустремлённость, что непременно пригодится во взрослой жизни.
Какие же шаги необходимо сделать обычным ребятам, чтобы стать «олимпийцами»? Мы решили совместно с учителем, Смольяновой Аленой Станиславовной, провести исследование пути будущего олимпийца, а главное - самим научиться элементарным правилам личной гигиены, раскрыть взаимосвязь между нашим здоровьем и образом жизни.
Основную роль в проекте мы отвели исследованию здорового образа жизни, как необходимого условия успешности любого человека.
1. 2. ПУТИ РЕШЕНИЯ
Обозначив проблему, мы вместе с учителем, наметили пути ее решения:
- Проанализируем путь будущего олимпийца, составив для этого интеллектуальную карту. Составлять интеллект-карты нас научила наш учитель, Смольянова А.С., и мы активно пользуемся этим умением на различных уроках (русском языке, математике, рисовании и др.)
- Изучим с помощью учителя теоретические вопросы, необходимые для реализации пути будущего олимпийца.
- Обозначим начальный этап этого пути и наметим план действий, с помощью которого мы сможем его реализовать.
- Приступим к поэтапному выполнению запланированных мероприятий.
- Подведем итоги проекта.
1.3. НАШИ ДЕЙСТВИЯ
- Составляем интеллектуальную карту «Как стать олимпийцем?». (Приложение № 1). Понимаем, что даже идеальный путь спортсмена к Олимпиаде занимает длительное время, требует огромного терпения, старания и выносливости, т. е. качеств, которые необходимо развивать.
- Из нашей интеллект – карты видим, что начальным этапом пути будущего «олимпийца» является организация здорового образа жизни, который включает в себя: соблюдение правил личной гигиены; ежедневную зарядку и закаливание; правильное питание; соблюдение режима дня. Будущему спортсмену необходимо знать историю олимпийского движения, поэтому вместе с учителем планируем ряд занятий, на которых познакомимся с историей и традициями Олимпийского и Параолимпийского движения.
- Главным ориентиром для выбора вида спорта для ребенка считаем наше здоровье. Обратившись за помощью к родителям и учителю, овладеваем такой информацией: точно определить, какой вид спорта для ребёнка лучший в этом плане, может только педиатр или врач ЛФК (лечебной физической культуры). Так, плавание показано гиперактивным детям – оно успокаивает психику. Кроме того, занятия в бассейне носят закаливающий характер и потому рекомендуются детям, страдающим частыми простудными заболеваниями. Гимнастика корректирует особенности фигуры, как девочек, так и мальчиков, укрепляет мышцы и развивает координацию движений. Лыжи, как и все виды спорта, подразумевающие занятия на свежем воздухе, укрепляют иммунитет, бронхо-лёгочную и сердечно-сосудистую систему. Спортивные танцы полезны при лёгких формах сколиоза, избыточном весе. Каратэ и иные восточные боевые искусства подходят детям-астматикам, тренируют гибкость, скорость, быстроту реакции и закаляют выдержку. Командные игры (футбол, хоккей, баскетбол и т.п.) – в дошкольном возрасте очень полезны для психологического развития детей. Они подойдут как очень общительным, так и застенчивым детям, потому что учат дружить, отвечать за себя и при этом чувствовать соратников.
Осуществить подбор спортивной секции можно с помощью родителей или с их согласия. Так же решается вопрос с оплатой занятий (если они платные) и покупкой необходимого снаряжения. Выясняем, что получить необходимую информацию о спортивных секциях и магазинах, торгующих спортивным снаряжением, можно из газет, рассказов знакомых, передач по телевидению, Интернета (на сайте http://www.sakh.com/). С помощью учителя мы собрали следующую информацию о спортивных секциях:
1 | Южно-Сахалинск, пр. Мира, 480 | |
2 | Южно-Сахалинск, 15 км. Корсаковской трассы | |
3 | Южно-Сахалинск, ул. Венская, 3 | |
4 | Южно-Сахалинск, пр. Мира, 480, Арена-Сити | |
5 | Южно-Сахалинск, пр. Мира, 267-Б | |
6 | Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 49 | |
7 | ДЮСШ по плаванию | Южно-Сахалинск, Коммунистический пр., 3 |
8 | Южно-Сахалинск, пр. Победы, 50-А | |
9 | Корсаков, ул. Советская, 3 | |
10 | Южно-Сахалинск, перекресток ул. Пуркаева и ул. Горького | |
11 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7 | |
12 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7/1 | |
13 | Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 103 | |
14 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7 | |
15 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7/4; ул. Детская, 4-Б | |
16 | Южно-Сахалинск, ул. Венская, 5 | |
17 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7 | |
18 | Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 254-В | |
19 | Южно-Сахалинск, ул. Горького, 7/1 | |
20 | Южно-Сахалинск, ул. Академическая, 32-А |
Основными магазинами, торгующими спортивным снаряжением, являются «Спортмастер», «Адидас груп», «Рибок», «Коламбия», «Тафгай».
Остается записаться в спортивную секцию, купить снаряжение; много, качественно и с удовольствием тренироваться и ответственно участвовать в соревнованиях. Понимаем, что далеко не каждый спортсмен будет удостоен чести представлять нашу страну на Олимпийских играх.
- Однако, главным условием успеха мы считаем ведение здорового образа жизни. (Приложение № 2), который включает в себя:
- соблюдение режима дня и правил личной гигиены;
- ежедневную зарядку и закаливание;
- правильное питание.
Для сбора информации по данному вопросу наш учитель организует «мозговой штурм». Мы работаем командами.
1 команда составляет режим дня и список правил личной гигиены.
2 команда вспоминает упражнения, которые мы делаем в классе на ежедневной утренней
зарядке перед уроками, и собирает сведения о том, как можно закаляться.
3 команда составляет список вредных и полезных продуктов.
По окончании «мозгового штурма» обсуждаем результаты работы групп, вносим дополнения. Принимаем коллективное решение:
- Соблюдать режим дня и правила личной гигиены.
- Продолжать каждое утро делать зарядку в классе (можно и дома утром).
- Стараться употреблять в пищу только полезные продукты.
- Составляем памятку «ЗОЖ». (Приложение № 3).
Понимаем, что без помощи родителей нам не обойтись, поэтому планируем ознакомить наших пап и мам с проектом.
- Приступим к поэтапному выполнению запланированных мероприятий.
- Знакомим родителей с нашим проектом, просим содействия в его осуществлении.
- На занятиях внеурочной деятельностью по направлению «Мои проекты» знакомимся с историей и традициями Олимпийского и Параолимпийского движений, правилами спортивного поведения. (Приложение № 4)
- Участвуем во встрече с волонтерами из Корсаковской молодежной организации «Мы вместе!» на тему «Здоровье и наши привычки». (Приложение № 5)
- Ежедневно перед уроками делаем зарядку всем классом (Приложение № 6).
- Активно занимаемся спортом (Приложение № 7).
- Соблюдаем правила личной гигиены (умываемся, чистим зубы 2 раза в день, принимаем душ после физических нагрузок и т.д.).
- Употреблять в пищу только полезные продукты (стараемся не употреблять в пищу чипсы, фастфуд и другие продукты из «вредного» списка).
- Соблюдаем режим дня (вовремя встаем и ложимся, учимся грамотно распределять время в течение дня).
- Наблюдаем за своим самочувствием и работоспособностью.
1.4. РЕЗУЛЬТАТ
Результатом проекта считаем следующее:
- Высокий уровень нашей информированности о здоровом образе жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье, правилах закаливания организма; значении двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья. Принятие и исполнение основных положений памятки о ЗОЖ (Анкета. Приложение № 8)
- Сформированность чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на Олимпийских и Параолимпийских играх (Анкета. Приложение № 9).
- Повышение активности в участии в мероприятиях школы, класса, района, области. (Диаграмма вовлеченности. Приложение № 10)
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья и привлечения их к спорту. Осознание важности проекта, принятие основных положений к сведению и исполнению. (Анкета. Приложение № 11).
ВЫВОДЫ
Работа над исследовательским проектом показала, что исследование вопроса о здоровом образе жизни, включение элементов олимпийского образования в процесс обучения способствовали формированию у учащихся интереса к своему здоровью, физическому совершенствованию.
Проведенное анкетирование по вопросу информированности о здоровом образе жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье, правилах закаливания организма; значении двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья показало, что после проведения исследовательского проекта уровень знаний учащихся заметно повысился. К концу учебного года количество учащихся, соблюдающих режим дня, увеличилось на 5 человек, на 6 человек увеличилось количество учащихся, отказавшихся от продуктов «Вредного» списка, на 8 человек больше стали делать зарядку, 10 человек из 13 рассказывают дома о вреде курения. (Приложение № 8).
По сравнению с началом учебного года у детей сформировалось чувство сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на Олимпийских и Параолимпийских играх. Большинство учащихся могут дать достойные ответы на предложенные вопросы (Приложение № 9)
Постепенно возросла творческая активность детей. В ходе совместной деятельности с детьми, происходила интеграция следующих видов деятельности: продуктивной; музыкальной; двигательной; познавательной; коммуникативной.
Это нашло отражение в качественном участии детей в мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней.(Приложение № 10)
Возрос уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей и привлечения их к спорту. 11 человек из 13 отметили, что дети стараются соблюдать режим дня и родители охотно им в этом помогают, 13 человек отметили, что дети делают зарядку в школе каждый день, а некоторые дети делают её и дома, 5 родителей перестали покупать детям чипсы, газ.напитки и др., все родители отмечают информированность детей о вреде курения и рассказах об этом дома. 14 из 15 курящих родителей воздерживаются от курения в присутствии детей, а 1 бросил курить совсем. (Приложение № 11).
Решая с детьми задачи здоровьесберегающей направленности, мы искали такую форму работы, которая была бы интересна и полезна как детям, так и взрослым. Не только способствовала физическому развитию и укреплению здоровья школьников, но и вызывала интерес к саморазвитию, самосовершенствованию, способствовала сплочению детского коллектива. Исследовательский проект в полной мере позволил решить задачу формирования поведенческой модели, направленной на сохранение здоровья, развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гик, Е. Популярная история спорта / Евгений Гик, Екатерина Гупало. – М.: Академия, 2007. – 448с.
- Озерецкая, Е. Олимпийские игры, или рассказ об афинском мальчике, который побывал на олимпийских играх, о том, что он там увидел и какие необыкновенные события из-за этого произошли: научно-художественная книга / Е. Озерецкая; худож. С. Остров. – Л.: Дет. лит., 1990. – 152с.
- Олимпийский калейдоскоп. Занимательная история Олимпийских игр: специальный выпуск журнала «Клепа». – М.: Клепа, 2012. – 96 с.
- Ценности Олимпийского и паралимпийского движения: методическое пособие для классных руководителей общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // www.sochi2014.com/games/education/manuals/
- Я познаю мир. Спорт: детская энциклопедия. – М.: АСТ: Астрель, 2000. – 448 с.
docx
25.63 KB